Газета «огнеупорщик.боровичи»

История любого предприятия состоит из множества этапов, поворотных моментов и человеческих усилий. Таков исторический путь и Боровичского комбината огнеупоров, который 168 лет живёт и развивается на земле, насыщенной индустриальным прошлым.
Один из значимых пластов истории БКО уходит корнями в 1891 год, когда братья Колянковские основали завод «Новь», специализировавшийся на выпуске соляно-глазурованных и керамических изделий. Они точно уловили дух времени: в период бурного роста городов особенно востребованной оказалась канализационная и кислотоупорная продукция. Уже в 1919 году завод «Новь» вошёл в состав комбината, а сегодня его бывшая территория – это цех №7, производящий пропанты. От старого завода сохранилось лишь одно здание, построенное или, возможно, перестроенное в 1926 году, которое и поныне хранит память о начале большого пути.
Писатель-исследователь Любомир Бакин и коллекционер Александр Меркин, изучающие историю кирпичного производства в России, подготовили материал о заводе Колянковских и прислали его к нам в редакцию. Предлагаем вам, уважаемые читатели, ознакомиться с малоизвестной страницей в истории нашего градообразующего предприятия.

В 1891 году военные инженеры братья Пётр, Михаил, Владимир и Эдуард Аркадьевичи Колянковские и Ольгерд Александрович Жуковский открыли завод керамиковых изделий в Боровичах.
Все четыре брата Колянковские окончили Александровское военное училище. Дальнейшее продвижение братьев по службе и их награды мы в этой статье рассматривать не станем, отметим лишь, что на момент открытия завода (1 января 1891 года) они носили следующие звания: Михаил – подполковник, Владимир и Эдуард – капитаны. Со времён учёбы братьев, чтобы различать, обозначали по номерам. И если в училище их номера соответствовали старшинству по рождению (т.е. Колянковский 1-й – Пётр, Колянковский 2-й – Михаил), то разобраться в более поздних справочниках кто из них, например, подполковник Колянковский 2-й с ходу не всегда получается. Предполагаем, что это обозначение очёредности получения звания.
Колянковские были поляками, из дворян Могилевской губернии. Их родовым гнездом было имение Лопатичи Быховского уезда в Могилевской губернии. Данное имение принадлежало их отцу, отставному штабс-капитану конной артиллерии Аркадию Петровичу Колянковскому, которое перешло к нему по наследству, как к старшему сыну от деда Колянковских – Петра Осиповича. Второе семейное имение Паташни находилось в Чаусском уезде Могилевской губернии, было получено по наследству от их двоюродного деда Ивана Осиповича. Управляла имениями их мать Виктория Казимировна Колянковская. В деле есть справка, в которой говорится, что в 1870 году Аркадий Петрович Колянковский дал расписку в том, что у него больше нет никакой поземельной собственности в Северо и Юго-западном крае.
Совладельцем завода был также поляк, дворянин, надворный советник, инженер путей сообщения Ольгерд Александрович Жуковский. Имения Жуковских располагались в соседнем с Быховским – Рогачевском уезде Могилевской губернии. В деле по наследству имения Паташи есть письмо Тита Петровича Колянковского своему брату Аркадию Петровичу, в котором говорится о том, что помещик Жуковский является душеприказчиком его (Тита) дяди. Возможно, братья Колянковские были не просто знакомы с Ольгердом Александровичем с детства, а могли быть даже друг другу родственниками.
Ещё один поляк в составе управления завода – дворянин Бронислав Фабианович Довбор (1871-1948). На заводе «Новь» он заведовал технической частью. Забегая вперед, можно сказать, что после революции он покинул Россию. В 1924 году основал Жирардовскую фабрику металлических тканей, которая производила металлические ткани и другие изделия из проволоки и листового металла.
Историю развития предприятия мы опишем ниже, в этом же месте предлагаем рассмотреть «кирпичную часть».
О выпуске заводом кирпичей не указано ни в каталогах предприятия, ни в справочниках. Более того в 1914 году на запрос о ценах на кирпич, был получен ответ: «Имеем честь сообщить, что наш завод кирпича не изготовляет, а потому и цен на него не заявляем». Согласитесь, увидев документ, за подписью Владимира Колянковского, где говорится, что кирпичи данным заводом не выпускаются, мало найдется желающих продолжить поиски информации в этом направлении. Однако нас это не остановило, и после глубокого изучения данного вопроса мы можем сказать, что кирпичи выпускались, причём, возможно, весь период работы предприятия. В ГАНО мы нашли документ 1916 года, где Михаил Колянковский пишет управляющему заводом в Боровичи и интересуется работой глиномялки и интенсивностью производства кирпичей. Также в деле «Ведомости изделий и инвентаря, находящихся в кладовой завода» числятся различные формы для кирпичного пресса.
В Боровичах и на территории цеха № 7 (быв. завод «Новь») массово находили кирпичи с клеймом K.J. et Cie. Этот кирпич до сих пор числился в «неопознанных». Теперь же, когда документально установлено, что кирпичное производство было, выдвинем версию, что этот кирпич выпускался на заводе «Новь». Предлагаемая расшифровка – Колянковские Жуковский и Ко (Koliankowscy Joukowsky). Версия подтверждается находками на территории цеха кирпичей с браком, который мог получится только во время обжига.
В конце 2024 года в Боровичах был найден кирпич с двусторонним клеймом НОВЬ/БОРОВИЧИ. Дизайн клейма полностью совпадает с кирпичами заводов «Корона» и «Пирогранит». Замеры рамок клейм показали, что они абсолютно идентичны (совпадение до мм): 170х56. Найденные кирпичи завода «Новь» – машинной формовки. Существует ли вероятность того, что это могут быть те же самые станки – вопрос пока открытый. После запуска завода «Новь», дилером в Москве становится контора Егора Майера, который до этого был представителем завода «Бурды» и «Криштофовича» (будущего «Пирогранита»). То, что до сего момента о находках данных кирпичей не было информации у боровичских музеев, а также не было публикаций в публичном пространстве, говорит об их редкости, а значит и о незначительном по срокам производстве. Как указали выше, в дальнейшем завод выпускал кирпичи с маркой, на которой обозначены первые буквы фамилий владельцев.
Переходя к непосредственной истории предприятия, надо признать, что по «добельгийскому» периоду работы информации по заводу очень мало. В справочниках указана информация, что завод принадлежит Товариществу Колянковских и Жуковского, однако в «Своде законов Российской Империи» данных о регистрации такого предприятия нет. Кроме утверждения и публикации устава предприятия, должны быть документы по утверждению проекта строительства завода и т.д., их в архивах тоже не нашли. Попробуем проследить развитие завода, который станет одним из крупнейших в Европе по выпуску канализационных труб, по тем немногим упоминаниям и публикациям, которые удалось отследить.

После открытия действий завода, головной офис открывается в Санкт-Петербурге на Ивановской улице, в доме №5. Представителем становится Ольгерд Александрович Жуковский.
Удивителен факт, что завод, который с момента открытия наладил производство продукции, которая, как минимум, не уступала в качестве изделиям конкурентов, не начал агрессивную рекламную кампанию. Профессор Технологического института Александр Кириллович Крупский в своей статье, посвящённой развивающемуся производству канализационных труб в России, писал, что на 1892 год (т.е. второй год работы завода) Новь выпускал труб на 100,000 руб., а завод Вахтера – на 70,000 руб. Вновь открывшийся завод опережает по выпуску продукции конкурента, который существует 10 лет и уже отлично зарекомендовал себя на рынке, но при этом мы не видим ни заказных статей об открытии нового крупного предприятия, ни больших рекламных модулей в ведущих изданиях. В купеческих книгах Санкт-Петербурга завод не указывался. Боровичские заводы Вахтера, ТПГИ и другие платили гильдейские сборы по 1 гильдии, которая позволяла заниматься экспортом. Завод же «Новь», так получается, не планировал продавать свою продукцию за границу.
Согласно рекламному модулю завода 1897 года, на момент открытия у предприятия было: 4 больших и 2 малых горна для обжига, 1 трубный пресс и глиномялка. К 1897 году завод уже имел трубочное и гончарное отделения, производил керамиковые трубы, кислотоупорную посуду, производил бисквитный обжиг, керамиковые фасадные украшения (карнизы, колонны, наличники и пр.), работало 12 больших и 3 малых горна для обжига, 4 трубных пресса, 8 глиномяток, большая паровая мельница и много других машин побочного направления. Весь завод приводился в действие водяной силой, – турбиной до 100 сил; для электрического освещения имелась своя небольшая паровая машина.
Через год после открытия,
Продолжение.
Начало на стр.2.в 1892 году, завод представлял свои изделия на нескольких выставках. Керамиковые соляно-глазурованные трубы и другие гончарные изделия были представлены на электрической выставке, которая проводилась в помещениях Императорского Технического Общества в Соляном городке в Санкт-Петербурге.
На выставке строительных материалов и принадлежностей строительного дела при I Съезде Русских Зодчих заводом были представлены: канализационные трубы разного размера и диаметра; дымовые трубы и колпаки; выгреб одиночный вертикальный; части дренажного колодца; разные фасонные трубы: двойники, конуса, коленья, сифоны и пр.; трубы для электрических проводов, укладываемых под землёй; несколько чертежей канализационных работ. Проводилась выставка с целью ознакомления потенциальных потребителей и архитекторов с продукцией, которую представляли крупнейшие заводы страны. На данном форуме не было предусмотрено наград, однако завод получил отзыв признательности от СПб Общества архитекторов. Первую свою награду – Большую золотую медаль – завод получил на проходившей в Санкт-Петербурге Первой Всероссийской Гигиенической выставке.
Главным событием 1896 года, безусловно, была Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде. За отличное качество керамиковых изделий и разнообразное применение их к инженерному искусству заводу была вручена золотая медаль.
Следующим выставочным форумом, в котором принимал участие завод, стала Киевская Сельскохозяйственная и Промышленная выставка 1897 года. Как отмечалось в каталоге, завод Новь, получивший в Киеве хороший сбыт, со времени устройства канализации, экспонировал канализационные трубы в виде оригинального павильона из труб. Экспонаты были представлены в отделе «Горное дело», жюри присудило заводу золотую медаль.
Новым этапом развития компании стала продажа завода бельгийцам….