О вас, о тружениках тыла, кто час победы приближал,
Страна родная не забыла, вам должное за всё воздав.
Сегодня все вы ветераны, кто был в тылу, кто воевал,
Ваш тяжкий труд, что был желанный, народ поднял на пьедестал.
Владимир Мурзин
В преддверии дня Великой Победы мы вспоминаем не только о героизме мужественно сражавшихся на передовой воинов-соотечественников, но и о тяжёлом самоотверженном труде работников тыла. На их долю также выпало немало испытаний: ударная работа без выходных, отпусков и с обязательными сверхурочными часами. Как говорил маршал Г.К. Жуков: «Тыл – это половина Победы, даже больше».
– Когда через громкоговорители объявили о войне, я, 13-летний мальчишка, гулял по городу, пробегал через базар, – начал свой рассказ Сергей Яковлевич Семенов, труженик тыла, ветеран труда Боровичского комбината огнеупоров. – Это было воскресенье, народу на базаре было много, и тут, после сообщения Молотова о войне, началась такая паника на улице, такой переполох!
Отца Сергея Яковлевича забрали на фронт, старший брат, который в тот момент учился в ремесленном училище №18, был эвакуирован в Новосибирск, сестра была совсем маленькой, а герой нашей публикации, закончив 6-й класс, принял решение идти работать.
– На тот момент на ребёнка давали по 300 грамм хлеба, а тем, кто работал, полагалось 500 грамм, – вспоминает Сергей Яковлевич. – Но всё равно самое яркое моё воспоминание о военных годах – это вечный голод. Страшный. Узнав о моём желании работать, мать взяла меня за руку и отвела на механический завод, где меня устроили рабочим. Здесь, вместе с такими же по возрасту мальчишками и девчонками, я изготавливал на токарных станках корпуса для ротных миномётов диаметром 60 мм, делал «хвостовики». Работали каждый день без выходных, смена длилась по 12 часов. Время от времени нас отправляли на добычу торфа, который был необходим для электроснабжения комбината.
На механическом заводе Сергей Яковлевич отработал 2 года и 2 месяца. Тогда трудолюбие и способности молодого человека заметил один из слесарей, обслуживающий станки, и решил взять юношу под своё крыло. Так герой нашей публикации стал слесарем, а чуть позже – дежурным слесарем. В 1944 году мать Сергея Яковлевича настояла на том, чтобы сын продолжил учёбу и отправила его в 7-й класс, после которого он вместе с сестрой поступил в Боровичский горно-керамический техникум (ныне Боровичский техникум строительной индустрии и экономики, прим. ред.). В то время по окончании обучения требовалось отработать три года по распределению, и Сергея Яковлевича отправили в Воронежскую область на Латненский завод огнеупоров сначала на практику, а затем – на один из рудников Воронежского рудоуправления помощником механика.
Проработал недолго и был призван в армию. Служба нашего ветерана проходила в Германии на станции орудийной наводки и длилась четыре года. Большое впечатление оказали на новоиспечённого солдата разрушенные после войны немецкие города, разбитые Дрезден, Лейпциг, Магдебург…
– По возвращении из армии в родные Боровичи в 1953 году я обнаружил, что с работой здесь было очень туго, – продолжает делиться воспоминаниями Сергей Яковлевич. – Куда-то устроиться было почти невозможно. Комбинат после эвакуации ещё еле дышал, другие заводы попросту не вернулись, к тому же в это время шла демобилизация личного состава армии, этих ребят тоже нужно было трудоустроить. Про моё непростое положение с работой узнал главный инженер Воронежского рудоуправления и тут же пригласил на работу механиком рудника. В это время я познакомился со своей будущей супругой Ниной. Она работала на комбинате огнеупоров заместителем начальника отдела сбыта. Приняв решение уезжать из Боровичей, я позвал её с собой, сказав: «золотых гор не обещаю, но жить будем хорошо». И она согласилась. Мы сразу поженились, а затем переехали под Воронеж в посёлок Стрелица: первым уехал я, а через пару месяцев и супруга.
Забегая вперёд отметим, что вместе с Ниной Михайловной они прожили счастливые 60 лет.
В Воронежской области Сергей Яковлевич проработал около 6 лет. Набрался немалого опыта в своём деле, изучил устройство, эксплуатацию и ремонт большого количества техники и оборудования и даже преподавал по 4 часа в неделю механическое дело в рудоуправлении и средней школе.
– В один прекрасный день мне назначил встречу директор Боровичского комбината огнеупоров Конарев Михаил Устинович и пригласил работать на вновь открывающийся рудник на Усть-Брынкино. Там требовался монтаж оборудования, – рассказал Сергей Яковлевич. – Подумав немного, посоветовавшись с супругой, я согласился. Мы вернулись на Родину в Боровичи. Работать на Усть-Брынкино было интересно, поскольку устройство данной техники мне оказалось хорошо знакомо. Я собрал роторный экскаватор без единого чертежа, три экскаватора карьерного гусеничного, участвовал в монтаже шагающих экскаваторов. Позже, в 1966 году, разойдясь во мнении с начальником рудника, я покинул карьер и перешёл работать мастером в РМЦ на новый участок – ЦЛАМ (центральная лаборатория автоматизации и механизации, прим. ред.). Все разработки, которые велись на участке, имели одну общую цель – облегчить труд рабочих. Многое было сделано для различных производственных цехов комбината, в том числе и авторские изобретения. А в 1968 году меня назначили начальником литейного участка. Директор комбината распорядился выдать мне квартиру в строящемся доме по улице Свободы, поскольку жил я с семьёй в стеснённых условиях в небольшой комнатушке. Мне даже было позволено самому выбрать её. К слову, в этой квартире я живу и по сей день.
Немногим позже работу на литейном участке нашему ветерану пришлось оставить из-за начавшихся проблем со здоровьем бронхолёгочной системы. И он принял решение вернуться в ЦЛАМ, которая к тому времени уже отделилась от РМЦ и стала самостоятельным подразделением.
– Я вернулся в лабораторию рядовым рабочим – слесарем-фрезеровщиком, – уточняет Сергей Яковлевич. – И с удовольствием работал. На своём фрезерном станке я творил, что называется, чудеса. Разработанная мною упаковочная машинка, которая впоследствии была внедрена в производство, функционирует до сих пор.
В 62 года герой нашей публикации ушёл на заслуженный отдых, отдав комбинату 32 года добросовестного труда. Сегодня, в свои 96 лет, он с теплотой вспоминает предприятие, свой коллектив и передаёт пламенный привет нынешним работникам.
А мы желаем Сергею Яковлевичу крепкого здоровья, бодрости, оптимизма и отличного настроения! Спасибо за труд!