В конце декабря служба информационных технологий АО «БКО» отмечает своё 75-летие. По этому поводу 12 декабря здесь встречали дорогих гостей – ветеранов подразделения. Небольшую экскурсию по привычным, но сильно изменившим облик кабинетам для них провёл руководитель службы Юрий Александрович Саламонов.
Татьяна Петровна Саламонова, Валентина Ильинична Поликарпова, Нина Яковлевна Волкова, Нина Михайловна Козлова, Елена Николаевна Цыганкова смогли окунуться
в приятные воспоминания о своих трудовых буднях и вспомнить, как всё начиналось....
Мы с честью продолжаем начатое вами дело
А начиналось всё с небольшой машиносчётной станции (МСС, прим. ред.), которая существовала при главной бухгалтерии и располагалась в здании на улице Кольцова, 18. Именно она и стала отправной точкой в истории автоматизированных вычислений на нашем предприятии. Главными инструментами в работе у специалистов МСС были перфокарты и табулятор, с помощью которых велась обработка различной экономической информации. Позже, с появлением первых компьютеров на предприятии, машиносчётная станция преобразовалась в вычислительный центр. В декабре 1999 года, отметив 50-летний юбилей, он завершил работу в своём прежнем статусе, образовав новую структуру – отдел по подготовке АСУ, из которого вскоре возник отдел информационных технологий.
Со дня основания машиносчётной станции прошло ровно 75 лет, а отдела информационных технологий – 25 лет. С тех пор прогресс сильно шагнул вперёд, дав ход новым проектам и изменив до неузнаваемости привычную для наших ветеранов работу. Посетив родное подразделение, они узнали, что сегодня ОИТ стал целой службой, с помощью которой на предприятии развёрнута огромная единая информационная сеть, связавшая между собой все подразделения и производственные площадки и позволившая хранить и обрабатывать огромные массивы данных. Все инженерно-технические работники стали пользователями современных компьютеров и разнообразного программного обеспечения, получили доступ к современным электронным коммуникациям. В настоящее время на комбинате нет ни одной сферы деятельности, где бы не принимала участие служба информационных технологий. Отдельной глобальной задачей стало развитие в производственных цехах предприятия автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) и роботизация.
Список реализованных службой проектов не перестаёт расти и по сей день. Здесь понимают, что в эпоху активного цифрового развития современному предприятию очень важно держать руку на пульсе, чтобы сохранять своё конкурентное преимущество.
Встреча с ветеранами заставила ещё раз оглянуться назад, чтобы вспомнить, какой колоссальный путь был пройден. Гости отметили, что гордятся масштабом информационной системы комбината сегодня и рады быть причастны к её историческому становлению.
В веренице тёплых воспоминаний, искренних эмоций и блеска в глазах, время пролетело незаметно. Завершилось общение добрых товарищей по цеху просмотром фильма о прошлом и настоящем службы информационных технологий, фотографированием на память. Ветераны поблагодарили Юрия Александровича и других коллег за радушный приём и незабываемую встречу с коллективом…
Связь между прошлым и будущим
Реагировать на изменения потребностей предприятия, продолжать поиск и внедрение новейших технологий, использование которых полезно для комбината – была и остаётся главной миссией службы информационных технологий.
К примеру, в 2003 году по инициативе ОИТ началось освоение нового направления – внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР, прим. ред.), с помощью которых все проектно-конструкторские работы на комбинате стали выполняться на компьютерах. В связи с внедрением данного проекта в службе было создано бюро автоматизации инженерных работ, которое и по сей день продолжает совершенствовать работу предприятия. О том, чем оно занимается, мы поговорили с начальником бюро Валерием Валентиновичем Бережных.
– Сегодня у нашего подразделения довольно обширный спектр задач, а начиналось всё с автоматизации проектной деятельности, – рассказал Валерий Валентинович. – В первую очередь новые разработки предполагались для усовершенствования работы специалистов проектно-конструкторского отдела, но со временем они стали тиражироваться и на другие отделы предприятия, где используется проектирование. Мы разработали концепцию по внедрению необходимого программного обеспечения, обучались сами и обучали людей своими силами. По сути, изучая задачу изнутри, нам самим пришлось стать, в какой-то степени, проектировщиками. Многие пользователи сначала сопротивлялись кардинальным переменам. Однако, спустя время, все коллеги смогли по достоинству оценить плюсы автоматизации.
Стремительное развитие направления позволило заменить создание чертежей на привычных кульманах на более функциональный компьютеризированный комплекс средств. Сегодня с помощью САПР инженеры могут выполнять трёхмерное моделирование объектов, автоматически создавать чертежи и спецификации, производить расчёты и анализ конструкций, получать визуализацию результата и многое другое. В рамках проекта, была внедрена система технического документооборота Search, которая позволяет управлять всем жизненным циклом изделий. Оригиналом конструкторской и проектной документации стал электронный документ, вследствие чего перестал пополняться бумажный архив предприятия. Бумажные чертежи, по мере необходимости, заносятся в систему с помощью сканирования и тоже становятся оригиналами. Созданы репликации, с помощью которых происходит обмен информацией с другими системами предприятия, в частности с системой документооборота Directum и системой управления предприятием Axapta, что ускоряет и упрощает процесс полного согласования документации, а также процесс принятия решений по заявкам на разработку новой конструкторской документации и планированию производства. В конце прошлого года взамен системы Search началось внедрение новой современной системы технического документооборота IPS, на которую на данный момент перешли уже все подразделения предприятия. Таким образом, сегодня САПР представляет собой разросшуюся глобальную систему, внедрённую во многие процессы и сферы деятельности на комбинате.
– Есть и другие задачи, которые решает наше бюро, – добавил Валерий Валентинович. – Собственными силами мы разработали ряд программ: для создания заявок специалистами предприятия на прикладные программы и оргтехнику, для мониторинга работы производства, для учёта энергоресурсов на предприятии, для ведения цифровых лабораторно-производственных журналов, по учёту корпоративной мобильной связи. Кроме этого, наше бюро сопровождает программы по организации и планированию производства, программное обеспечение лабораторных испытательных установок и многое другое. На данный момент мы активно изучаем WEB-технологии: пишем проекты, востребованные в современных реалиях. В планах – изучение мобильных технологий, а также попробовать свои силы в области искусственного интеллекта и использование его алгоритмов в своих кодах.
Сегодня под руководством Валерия Валентиновича Бережных над этими не простыми для не связанных с программированием людей задачами трудятся четыре ведущих инженера-программиста – профессиональных, творческих и увлечённых специалистов. Наш коллега вспоминает, что не так давно и сам был на их месте, придя на работу в бюро в 2004 году. Начальником и главным наставником для него стал Александр Наумович Фишер, который в 2018 году ушёл на заслуженный отдых, уступив своё место талантливому ученику.
– В IT-сфере я оказался осознанно, видел, что это перспективное направление, за которым будущее, – поделился руководитель. – Получив крепкую теоретическую базу в НовГУ, я сразу пошёл нарабатывать профессиональный опыт и вскоре оказался на комбинате. Здесь, в службе информационных технологий, среди таких же увлечённых своим делом специалистов, удалось применить все свои знания и наработать навыки, чтобы вместе с коллегами воплотить в жизнь множество проектов и идей.
Практически каждый новый проект в бюро, да и в службе в целом – это вызов времени, в котором коллективу зачастую приходится разбираться с нуля. Но когда ты горишь своим делом, то не боишься браться за неизвестное, получая удовольствие от процесса. Именно это и помогает профессионалу прийти к нужному результату!