Газета «огнеупорщик.боровичи»

Продолжаем цикл рассказов, посвящённых усадьбе Неклюдова, который мы ведём от лиц людей, принимавших непосредственное участие в судьбе усадебного дома, в его преображении. (Начало в выпуске №7 от 8 апреля 2021 г.)

Елена Егоровна Лосева, юрисконсульт юридического отдела:

«Долгое время о владельцах усадьбы было известно немногое: последним её собственником стал российский промышленник Константин Логинович Вахтер. А ещё её называли «Усадьба Нехлюдова». Даты постройки озвучивались разные: XIX век, начало XX века.

Я, как и все жители города, много лет любовалась силуэтом «готического замка» в излучине Мсты. В 2003 году после покупки усадьбы я участвовала в оформлении документов, связанных с охраной здания как объекта культурного наследия. Тогда в моём архиве стали появляться первые документы, связанные с историей этого места, в частности копия плана усадьбы. Очень хотелось узнать побольше об усадебном комплексе. Поэтому когда руководство предложило мне, параллельно с выполнением основных обязанностей в юридическом отделе, поработать над вопросом поиска хоть каких-то исторических фактов об усадьбе, я с радостью согласилась. Первое моё образование (я окончила Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской) помогло нащупать первые ниточки для поиска информации, а в дальнейшем постоянно помогало двигаться в нужном направлении. 

Вначале минимальная информация была отыскана мною в интернете. Большим плюсом в наше время является возможность удалённо ознакомиться с каталогами крупных библиотек и архивов. Благодаря этому я нашла информацию, что документы о местечке Гверстянка имеются в фонде Д. Н. Замятнина в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге. В 2013 году, во время работы непосредственно в фондах архива, мне удалось найти ту информацию, с которой позднее началась огромная и плодотворная работа небольшого творческого коллектива по восстановлению истории этого замечательного усадебного дома.

В истории усадьбы стали появляться имена довольно знатных дворянских родов, представители которых проживали в Санкт-Петербурге: Левашовы, Неклюдовы, Нарышкины, Замятнины, Тенишевы.

Следующий мощный виток для «расследования» дала книга внука С. П. Неклюдова Анатолия Васильевича Неклюдова «Старые портреты», изданная  в Париже в 1932-1933 годах. Сканированный экземпляр книги я нашла первоначально тоже в интернете. Именно в первом томе этой книги было найдено упоминание о сельце Сушани, позволяющее определить более точно дату постройки усадебного дома: «…мой дед вплоть до 1851 года, когда проведена была Николаевская железная дорога и построен им в Сушани – под  Боровичами – новый кирпичный дом на английский лад с высокою башнею, – и  не живал вовсе в деревне, а лишь наезжал из Петербурга в свои – в четырёх местах Новгородской губернии расположенныя – имения».

Позднее мы нашли один из немногих экземпляров этой книги на сайте московского антикварного магазина и приобрели его благодаря директору по финансам АО «БКО» Галине Николаевне Салагиной, которая теперь является обладательницей этого раритетного издания и позволила позднее использовать его для подготовки нашей мини-экспозиции.

Ну а далее я стала анализировать полученные из разных источников сведения, составила для себя родословную цепочку владельцев усадьбы (XVIII – начало XX века), определила круг родственных связей Сергея Петровича Неклюдова, который построил этот усадебный комплекс в 40-е годы XIX века…

К уже известным ранее именам прибавились знатные петербургские семьи Голицыных и Строгановых, которые оказались близкими родственниками жены С. П. Неклюдова – Варвары Ивановны, урождённой Нарышкиной. Это и последующий анализ имеющейся в свободном доступе информации и изображений позволили мне с достаточной уверенностью предположить, что автором проекта нашей загородной усадьбы был ученик выдающегося русского зодчего А. Н. Воронихина, архитектор из крепостных князей Голицыных – Петр Семёнович Садовников (1796-1877 гг.).

Исследовательская работа в этом направлении ещё продолжается. Однако В. Г. Исаченко, историк искусства Санкт-Петербурга, автор трёхтомника «Зодчие Санкт-Петербурга», с которым я пообщалась в конце 2020 года, сообщил, что, по его мнению, авторство П. С. Садовникова в отношении усадебного комплекса в местечке Гверстянка не вызывает сомнений.

Когда в 2018 году начались ремонтно-реставрационные работы в усадебном доме, руководители нашего предприятия приняли решение создать внутри мини-экспозицию об истории усадьбы. За два года была проделана огромная работа по сбору и обработке текстовых материалов и различного рода изображений, чтобы история усадьбы «ожила». К работе нашей небольшой команды по созданию этой экспозиции подключилась И. А. Столбова, директор Музея истории г. Боровичи и Боровичского края. Именно она переписывалась с потомками владельцев усадьбы, которые сейчас живут во Франции и США, курировала процесс работ по подготовке постеров с изображениями, готовила тексты для экспозиции. Но об этом, наверное, лучше самой Ирины Анатольевны никто не расскажет...

Как уже упоминала С.В. Провоторова в своём рассказе, масштабные работы, вдохнувшие новую жизнь в старое здание, начались с 2018 года по инициативе генерального директора Анатолия Владимировича Можжерина. А поскольку этот проект реализовывался одновременно в нескольких направлениях, над его воплощением трудились разные подразделения АО «БКО»: специалисты ПКО, ОКСиР, СМРЦ, РМЦ, служба главного энергетика и другие. Людьми, души которых «зацепила» судьба Гверстянки, совместно принимались порой непростые решения по разным вопросам, например, по установке памятной доски, которая теперь украшает фасад здания.

Также хочу ещё поблагодарить Боровичскую детскую общественную организацию скаутов «Родник», ММУ «Молодёжный центр» им. В. Н Огонькова, боровичских студентов и волонтёров, которые весной 2019 года активно поучаствовали в молодёжной акции «Новые времена в старой усадьбе». Их стараниями был вычищен многолетний мусор в усадебном доме и частично убрана территория вокруг.

Так, благодаря многим неравнодушным людям, старая усадьба ожила и, надеюсь, будет жить, открывая свои двери для тех, кому интересно наше прошлое…

Завершить публикацию хотелось бы словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Знание истории своего народа, знание памятников его культуры открывает перед человеком целый мир – мир, который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность».

Продолжение следует…