25 октября – День маркетолога в России. Любая компания, которая производит товары или предоставляет услуги, нуждается в потребителях. А чтобы они были, необходимо грамотно продвигать свой продукт. На деле звучит просто, но по факту за словом «продвигать» стоит большая серьёзная работа с множеством исследований и стратегий, и лежит она на плечах маркетологов – специалистов, от профессионализма которых зависит успех любого бизнеса.
Сбытом продукции на комбинате занимается служба продаж, в структуру которого входит отдел стратегического маркетинга (ОСМ). Именно это подразделение и ведёт всю маркетинговую деятельность на предприятии. В его составе начальник отдела, два специалиста по маркетингу и три менеджера проекта.
Светлана Царёва – специалист по маркетингу ОСМ с опытом работы в продажах более 10 лет. В канун профессионального праздника мы встретились со Светланой и попросили рассказать о роли маркетологов в деятельности Боровичского комбината огнеупоров.
– Светлана, какие обязанности возложены на специалиста по маркетингу АО «БКО»? Ведь в целом маркетинг – это довольно обширное поле деятельности.
– Да, маркетологи решают большой спектр задач разной направленности, и это не только реклама товаров, как многие склонны думать. Что касается маркетинговой деятельности на комбинате, то это, прежде всего, анализ. Мы анализируем ситуацию на рынке, или, выражаясь на языке маркетологов – конъюнктуру рынка сбыта нашей продукции и услуг, то есть исследуем уровень спроса и предложения, объёмы продаж, движение цен и другие условия, протекающие на рынке в определённый отрезок времени. Нам важно понимать положение АО «БКО» на рынке среди остальных предприятий-конкурентов, и это мы тоже регулярно отслеживаем. Кроме того, задачей маркетологов является анализ изменения в отношениях с нашими потребителями: как меняются объёмы заказов, виды заказываемой продукции, как складывается ценообразование, ведь с каждым клиентом мы работаем на индивидуальных условиях. Полученные данные мы сводим в общий отчёт и предоставляем руководству для дальнейшей проработки.
– В самом начале Вы упомянули про услуги АО «БКО», что здесь имеется ввиду?
– Мы сейчас активно продвигаем услуги по промышленному сервису. К ним относятся футеровочные работы тепловых агрегатов (процесс укладывания огнеупорных материалов для защиты различных конструкций, прим.ред.), которые выполняются специалистами на нашем предприятии. Для этого мы участвуем в соответствующих тендерах и на сегодняшний день у нас уже есть несколько примеров успешных работ. Это очень интересное и перспективное направление деятельности и мы планируем развивать его и дальше. В скором времени предполагается создание собственной группы на комбинате, которая будет заниматься именно промышленным сервисом.
– Какие ещё задачи кроме анализа стоят перед Вами как перед маркетологом?
– Я занимаюсь планированием и подготовкой предложений для формирования рыночного поведения, ассортиментной и ценовой политики АО «БКО», а также формированием спроса и стимулированием сбыта посредством различных рекламных мероприятий, ну, и, конечно, продвижением новых видов продукции и услуг.
– А что делается в области рекламы, какие мероприятия проводятся?
– Мы ежегодно публикуем статьи о предприятии и продукции в различных крупных профильных изданиях, таких как журналы «Новые огнеупоры», «Техническая керамика», «Бурение и нефть», «Время колтюбинга», Glass Russia и другие. АО «БКО» – постоянный участник научных конференций, форумов (в том числе Петербургского международного экономического форума, в котором ежегодно принимают участие более 120 стран) и отраслевых выставок, где происходит обмен опытом, расширение деловых контактов и пополнение портфеля заказов. Вот и в данный момент мы готовимся к крупной выставке «Металл-Экспо», которая пройдет в начале ноября в Москве. Уже подготовлен фирменный стенд, в ближайшее время будут отобраны образцы продукции. В выставке традиционно примут участие некоторые руководители комбината, в том числе и генеральный директор, специалисты службы продаж, а также технические специалисты. Отдельно хочется упомянуть про один из последних наших проектов в области продвижения продукции – создание интернет-магазина АО «БКО». Сейчас он находится на заключительных этапах и скоро станет доступен всем пользователям сети. В первое время здесь будет представлен узкий ассортимент наших изделий, ориентированный на розничную и мелкооптовую торговлю, но в дальнейшем планируется расширение ассортимента. На торговой интернет-площадке предусмотрена удобная система оплаты прямо на сайте и доставка в любой уголок страны.
– Какая продукция будет представлена в магазине после его запуска?
– Это простой шамотный кирпич, огнеупорные порошки, тротуарная керамическая плитка, керамические трубы для дымохода, бытовые печи. Последнее – это новое для нас направление, разработанное для потребителей совсем недавно. Мы предлагаем готовые комплекты материалов для бытовых печей с расписанной порядовкой – определённой схемой, по которой можно без проблем сложить отопительный агрегат, не имея специальных навыков и умений.
– Действительно, большой объём задач у маркетологов. Светлана Юрьевна, насколько нам известно, Вы юрист по образованию. Как Вы оказались в продажах?
– Да, я работаю не по специальности. Первое моё образование – бухгалтер, я окончила Боровичский автомобильно-дорожный колледж с отличием, а высшее образование у меня, действительно, юридическое. Три года я проработала по профессии бухгалтер в УКБ «Новобанк», а в 2011 году пришла на комбинат в Торговый дом в отдел маркетинга. Здесь я начинала с менеджера по продажам сначала на группе чертёжных изделий, затем в секторе по реализации пропантов. Позже я ушла в декретный отпуск и вернулась уже в новое подразделение на комбинате – отдел стратегического маркетинга. Хоть и работаю я не по своей специальности, но опыт дело великое. В Торговом доме я набралась необходимых навыков и знаний в области продаж как огнеупоров, так и пропантов и поэтому сейчас успешно справляюсь со своими задачами. Кроме того, у нас в коллективе активно практикуется взаимозаменяемость, поэтому кроме своей области ответственности мы освоили работу друг друга в случае необходимой подмены.
– Наверняка маркетологу по роду своей деятельности требуется время от времени совершенствовать свои знания.
– Да, безусловно. Например, у меня сейчас есть большое желание и потребность изучить некоторые компетенции, например графический дизайн. Несмотря на то, что для создания каких-либо графических рекламных материалов или видеороликов у нас есть специалисты, мне, как маркетологу, занимающемуся рекламой, необходимо иметь своё видение того, что я хочу в итоге получить от нашего дизайнера, то есть уметь правильно поставить задачу. Для этого хорошо бы изучить возможности специальных программ. Кроме того, считаю, что маркетологу, который сотрудничает с международным рынком, посещает международные выставки и получает корреспонденцию из-за рубежа, необходимо знание английского языка, в частности технического. Поэтому есть ещё поле для личного развития и профессионального совершенствования, и я с удовольствием буду над этим работать.