Газета «огнеупорщик.боровичи»

ЧЕМУ НАС НАУЧИЛА ПАНДЕМИЯдобавлено: 2021-08-26 в 12:08

Уже больше года мы все живём в новых реалиях, где вирус диктует свои правила. Это очень непростое время для нашей страны, для бизнеса и для каждого из нас. Распространение коронавирусной инфекции поставило всех предпринимателей перед выбором: или подстраиваться под новые условия ведения бизнеса, или закрываться. Установление нерабочих дней, перевод сотрудников на удалённую работу, введение ограничительных мер – в таких условиях мы были вынуждены работать весь этот сложный период. Так какие же уроки мы вынесли благодаря пандемии?
Создание финансовой подушки безопасности.
До кризиса многие предприниматели скептически относились к созданию запаса денежных средств, обосновывая это тем, что деньги должны работать, необходимо пускать их в оборот, а не копить. Но, как показала практика, запасы гарантируют стабильность и уверенность в завтрашнем дне. АО «БКО» вот уже на протяжении 12 лет не пользуется заёмными средствами, осуществляет строительство и покупку оборудования исключительно на собственные финансовые ресурсы и при этом накапливает и сохраняет значительный объём денежных средств в свободном остатке. Накопленные средства помогли нам пережить этот сложный период, когда поступления от клиентов заметно снизились, а расходы предприятия должны были осуществляться практически в прежних объёмах. Мы смогли избежать кассовых разрывов, задержек выплаты заработной платы, штрафов за несвоевременное перечисление налогов и судебных разбирательств со стороны поставщиков сырья и материалов.
Необходимость дифференцированного подхода к рынку.
Для любого предприятия важно, чтобы его бизнес охватывал несколько направлений деятельности. Во время пандемии пострадали больше всего те предприятия, которые были ориентированы на один продукт или на один рынок. В худшем случае такие организации вынуждены были прекратить свою деятельность.
Основные виды продукции, выпускаемые АО «БКО» – это пропанты и огнеупоры, которые ориентированы на совершенно разные отрасли: нефтедобывающую и металлургическую. В условиях падения цен на нефть многие нефтедобывающие компании значительно снизили её добычу, что привело к падению спроса на пропант, необходимый для повышения эффективности отдачи скважин. В то же время металлургическая промышленность не так сильно пострадала во время кризиса и начала своё восстановление сразу по мере снятия ограничительных мер, что привело к повышению спроса на металл уже во второй половине 2020 года. Всё это послужило сохранению спроса на огнеупорную продукцию и, как результат, сохранению отгрузки огнеупорных изделий АО «БКО» на прежнем уровне.
Планирование.
В широком смысле слова финансовое планирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определённых расходов. При этом важно не только составить сбалансированный план, но и проконтролировать его выполнение и, в случае возникновения отклонений, оперативно принимать меры, так как бездействие может привести к нехватке денежных средств.
Поддержание работоспособности IT-инфраструктуры.
С началом пандемии многие компании перевели свой персонал на удалённую работу, все интернет-сервисы вынуждены были обрабатывать огромное количество информации, что резко увеличило нагрузку на ITинфраструктуру. Отделом информационных технологий АО «БКО» были оперативно предприняты необходимые меры для предоставления работникам удалённого доступа к информационным системам предприятия, что дало возможность перейти на дистанционный режим работы и снизить рост заболеваемости среди персонала.
Также очень быстро была развёрнута новая система видеоконференцсвязи ZOOM для обеспечения работников АО «БКО» новыми возможностями коммуникации. В результате сегодня более 160 пользователей имеют возможность проводить производственные совещания и оперативно обмениваться информацией.
К счастью, кризис не будет продолжаться вечно, и пандемия идёт на спад. Поэтапно снимаются ограничения. В экономике зарождаются тренды на рост потребления, что, несомненно, положительно сказывается и на нашем предприятии. Уже не первый месяц растёт отгрузка готовой продукции, открыты для посетителей все объекты социальной сферы, заключаются новые контракты с клиентами, открывается законсервированный участок по производству пропантов. Но всё-таки нужно понимать, что это не первый кризис и, к сожалению, не последний. Каждый из нас может лично для себя сделать определённые выводы на основе полученного опыта и стать финансово более грамотным.
Например:
– можно начать вести семейный бюджет. Зная сумму, которую мы заработаем в предстоящий период, можно правильно её распределить по направлениям расхода и стараться не превышать эти лимиты;
– делать покупки в интернет-магазинах и при этом тщательнее их обдумывать. Более того, при расчётах банковскими картами можно и сэкономить. У многих банков и платёжных систем есть свои программы лояльности. Выбрав нужную категорию, вы получаете возможность заработать кэшбек за свои покупки. В среднем это от 3 до 10% от суммы покупки;
– не пользоваться займами от микрофинансовых организаций, так как все займы без обеспечения выдаются под большие процентные ставки, а в случае просрочки платежа вы заплатите значительные штрафы. Долг микрофинансовой организации будет расти как снежный ком, и выйти из сложившейся ситуации бывает очень сложно;
– делать сбережения денежных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Ведь в кризисы мы все можем оказаться в ситуации, когда снижается заработная плата или даже сокращается штат работников. И для каждого было бы предусмотрительным создать накопления, которые можно было бы использовать на повседневные нужды в течение примерно 6 месяцев.
Пандемия — серьёзное испытание на прочность для всех. И даже после её окончания мы долго будем ощущать её последствия. В наших силах переработать опыт во что-то полезное, чтобы это тяжёлое время не прошло зря. Кризис даёт нам толчок для того, чтобы пересмотреть привычные жизненные схемы и стать лучше.
Принимайте обдуманные решения, стройте новые планы и берегите себя!

Начальник финансового отдела
Анна 
Шеретова