Мы продолжаем цикл рассказов о возрождении усадьбы Неклюдова (начало в выпусках №7 и №8). Непосредственное участие в восстановлении истории готического замка, а также создании экспозиции внутри усадебного дома принимала заведующая музеем истории города Боровичи и Боровичского края Ирина Анатольевна Столбова.
– Ирина Анатольевна, как пришла идея о создании экспозиции?
– Таинственная усадьба в местечке Гверстянка всегда привлекала внимание боровичан, вызывала любопытство и интерес к судьбам её обитателей. О ней ходили легенды, из уст в уста передавались воспоминания местных жителей об усадебной жизни. Краеведы по крупицам собирали любое письменное упоминание об этом историческом месте. Сегодня волна интереса к провинциальной русской усадьбе не угасла, и это послужило толчком к созданию творческого тандема по возрождению культурного наследия и разработке проекта экспозиции, главная цель которой – вдохнуть жизнь в усадебный замок. Генератором творческого тандема выступила Светлана Валерьевна Провоторова. Благодаря командной работе, об усадьбе сегодня заговорили боровичане и гости города.
– Как воплощался замысел? Нам известно, что изначально экспозиция задумывалась иного содержания. Почему концепция поменялась?
– Идею создания экспозиции было непросто воплотить в жизнь по ряду причин. Документальных свидетельств тех времён практически не сохранилось. Впечатляющий замок не рисовали художники, ему не посвящали оды поэты, о нём не оставили историй писатели тех времён и времён советской эпохи. Молчат и архивы. А ведь усадьба Неклюдова – единственная сохранившаяся на территории Боровичского района.
Из-за недостатка качественного изобразительного материала, первоначальная концепция предполагала создание экспозиции на основе фотоматериалов об архитектурных особенностях замка, выстроенного в средневековом стиле, его внешнего убранства, внутреннего устройства, этапах реставрации и так далее. Однако приобретение Галиной Николаевной Салагиной (директор по финансам АО «БКО») книги «Старые портреты» об истории рода Неклюдовых и расширение границ творческого тандема за пределы России изменили научную и художественную концепцию экспозиции. Современные технические возможности позволили качество книжных иллюстраций портретов сделать экспозиционным. Было решено создать не просто усадебную экспозицию, а портретную галерею обитателей усадьбы, которая дополнена фотокопиями живописных портретов из фондов Новгородского музея-заповедника: Елизаветы Неклюдовой, в девичестве Левашовой, и её отца И.М. Левашова.
– Что Вы имеете ввиду, говоря о расширении границ творческого тандема за пределы России?
– В нашей творческой команде оказались люди из-за границы. Один из них правнук К.Л. Вахтера – Марк Андронников, который в настоящий момент проживает во Франции. Его контакты сохранились у Н.В. Агеевой, которая, являясь человеком увлечённым, краеведом, много лет посвятившая истории комбината огнеупоров, тоже присоединилась к нашему тандему. Марк любезно согласился помочь в создании экспозиции и поделился своим семейным архивом. Кроме того, во время его пребывания в Боровичах в 2007 году Нина Васильевна приобрела у него книгу-повествование о его семье «Я просто шёл, не ведая куда…», написанную отцом Марка Яссе Андронниковым. Так страницы истории семьи вошли в усадебную экспозицию.
История времени владельца усадьбы министра юстиции России Д.Н. Замятнина рассказана и проиллюстрирована благодаря ещё одному участнику этого проекта – Софии Кишковской, корреспондента газеты «Нью-Йорк Таймс» из США, в роду которой есть ветка, связанная с родом Замятниных (по линии А.Н. Куломзина, предпоследнего председателя государственного совета Российской Империи, женатого на Е. Замятниной). К нам в Боровичи в экскурсионную поездку её пригласил М.В. Маргелов, внук командующего ВДВ, генерал армии, Герой Советского Союза. Его визит в Боровичи тоже был первым. О существовании усадьбы Гверстянка и её принадлежности к Д.Н. Замятнину Софии было на тот момент ничего неизвестно. При первой же возможности она заказала для нас специальный типографский экземпляр – репринт книги с воспоминаниями о Д.Н. Замятнине, изданной в 1914 году в Петрограде и написанной А.Н. Куломзиным. В экспозиции усадьбы представлены фотокопии портретов Екатерины и Анатолия Куломзиных, выполненные акварелью, из семейного архива Софии Кишковской. А герб рода Замятниных хранится в фондах Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника, его копия также представлена в экспозиции.
– Каким оказался итог проделанной работы? О чём расскажет посетителям портретная галерея?
– В экспозиции можно встретить истории судеб и яркие события из жизни представителей старинных дворянских родов Левашовых, Неклюдовых, семьи Министра юстиции царской России Д. Н. Замятнина, и семьи «Огнеупорного короля России» – К.Л. Вахтера. Созданная экспозиция стала своеобразным диалогом между героями-обитателями усадьбы и посетителем. Портреты не молчат, почти каждый из них сопровождается рассказом о характере и судьбе своих героев. Вероятно, стоит подумать и о названии экспозиции. Один из вариантов: «Портреты заговорили»…
История самой усадьбы представлена фотоснимками двух эпох: усадебного замка и советского дома отдыха. По воспоминаниям боровичан рассказана история усадебных традиций, об оранжереях, усадебном парке, немного об интерьере усадебных залов.
– Планируется ли приезд иностранных участников творческого тандема в Боровичи, чтобы воочию увидеть экспозицию?
– Да, предполагалось, что на открытие экспозиции приедут Марк Андронников и София Кишковская, связанные, как выяснилось, родственными узами по одной из линий своих родословных. Но закрытые границы пока не позволяют им встретиться здесь, на Боровичской земле. Ждёт своего часа и презентация книги мемуаров: «А. Куломзин: чиновник, политик, «бывший человек», изданная Столыпинским центром в 2019 году. Более двух десятков экземпляров книги супруг Софии, доктор исторических наук, профессор Николай Случевский передал в дар для Боровичей, будучи её цензором.