Ежегодно, 25 октября, в нашей стране отмечается День таможенника. На Боровичском комбинате огнеупоров с таможенными органами идёт непрерывное взаимодействие, ведь уже многие годы часть выпускаемой продукции наш комбинат экспортирует за рубеж. Проводником между подразделениями предприятия и таможенным органом выступает Бюро логистики и таможенного оформления, которое в составе Управления АО «БКО» существует с 2017 года.
О том, какие перемены в таможенную сферу принёс 2020 год, нам рассказал руководитель подразделения Максим Егоров.
– C 2017 года в России проходит большая реформа таможенных органов: происходит сокращение таможенных постов, вместо которых начинают функционировать электронные таможни, набирает обороты система электронного декларирования. Если сказать проще, то сегодня таможенное оформление осуществляется только путём электронного взаимодействия. То есть, прямого взаимодействия с таможенными органами у нас, как у участника ВЭД (внешнеэкономической деятельности), теперь нет. С одной стороны система упрощена тем, что не нужно предоставлять большое количество документов, так как теперь всё это подаётся в электронном виде. Однако в случае возникновения каких-то спорных моментов или вопросов, мы не можем снять трубку и как-то повлиять на ситуацию. В рамках этих изменений, естественно, меняется и привычный ход нашей деятельности. 2020 год ознаменовался также существенным увеличением таможенных сборов. Нас это коснулось в первую очередь в импорте. Новые размеры ставок таможенных сборов за импорт в этом году по сравнению с предыдущим привесились примерно в 1,5-2 раза. Ужесточились также и проверки, требования к участникам ВЭД и документам. Это всё происходит на фоне внедрения в таможенную реформу электронного документооборота. В связи с этим наступает такое время, когда у нас не остаётся права на ошибку при формировании документов, поскольку все декларации, отчётности, статистические формы учёта сразу попадают в поле зрения таможни. Также в ходе этих реформ таможенная система полностью объединилась с системой Федеральной налоговой службы и Центробанком, то есть здесь идёт также валютный контроль. Ситуация усложнилась тем, что раньше в случае возникновения каких-либо дополнительных вопросов у Федеральной таможенной службы при подготовке документов, мы могли дать оперативные пояснения, которые не задерживали бы выпуск товара. Сейчас в ФНС документы попадают сразу и из налоговой, и по линии валютного контроля и по линии таможни, а затем производится сверка. В случае возникновения несоответствий, назначается проверка. Это в очередной раз ужесточает и усиливает контроль. Кроме того, с 1 января 2020 года вступила в силу новая редакция правил международной торговли – Инкотермс 2020. Данные правила разрабатываются Международной Торговой Палатой и пересматриваются каждое десятилетие. Вообще, в целом изменения в законодательстве мы отслеживаем регулярно, поскольку они происходят довольно часто.
Конечно, для всех нас этот год стал непохожим на предыдущие из-за нахлынувшей пандемии. Однако на работе специалистов бюро логистики и таможенного оформления это никак не отразилось, тем более что специфика их деятельности, как и некоторых других подразделений комбината, не подразумевает переход на дистанционную работу.
– Несмотря на то, что декларирование товаров происходит в электронной форме, существует ряд сопутствующих документов, которые по закону в обязательном порядке должны быть на бумажном носителе с «живыми» печатями и подписями, – добавил Максим Андреевич. – В первую волну пандемии нам приходилось время от времени работать поочерёдно, выходить по одному, но, тем не менее, со своими задачами успешно справлялись, обеспечивая предприятию эффективную внешнеэкономическую деятельность.