В 1980 году заместитель министра радиопромышленности СССР Н.В. Горшков на предложение о выпуске персонального компьютера ответил: «Ребята, хватит заниматься ерундой! Персонального компьютера не может быть. Могут быть персональный автомобиль, персональная пенсия, персональная дача. Вы вообще знаете, что такое ЭВМ? ЭВМ – это 100 квадратных метров площади, 25 человек обслуживающего персонала и 30 литров спирта ежемесячно!»
Прошло не так уж много времени и сегодня персональный компьютер есть практически в каждом доме. Нам остаётся только удивиться, насколько быстро изменился технологический уклад.
За период с XVIII по XX вв. человечество пережило три технологические революции: изобретение паровой машины в XVIII веке; достижения в области электричества, химии, автоматизации производства в XIX веке; создание компьютеров в XX веке. А сейчас мир стоит на пороге очередной промышленной революции, меняющей привычные технологические и производственные цепочки. И скорость этих изменений с течением времени только увеличивается.
Ещё недавно лидирующие позиции на мировой арене занимали нефтегазовые гиганты, а сегодня на первое место выходят цифровые компании, такие как AMAZON, Alhabet, которые используют в процессе своей деятельности исключительно информационные ресурсы. Появляются новые технологии по разработке квантовых компьютеров, композитных материалов, нанотехнологии. Все они являются важнейшими драйверами развития современной экономики.
Новая промышленная революция будет характеризоваться слиянием технологий и стиранием границ между цифровой, производственной и биологической сферами. Всё больше будет набирать обороты цифровизация различных процессов, начиная от разработки продуктов, закупок и заканчивая производством, логистикой и сервисным обслуживанием. Глобальная конкуренция требует от предприятий постоянного снижения себестоимости единицы продукции, и в этих условиях необходим абсолютно новый тип промышленного производства. Современное производство должно основываться на передовых технологиях, предполагающих соединение в единую систему сенсоров, оборудования, изделий и информационных систем; полной автоматизации, технологий дополненной реальности, интернете вещей и многом другом.
В этих сложных условиях, которые объективно затрагивают абсолютно всех, предприятия должны приложить все усилия, чтобы занять достойное положение в новых реалиях. При этом мы должны не готовиться к чему-то конкретному, а учиться жить в динамически изменяемой модели. И не последнюю роль в этом процессе играет обучение персонала, так как вложение средств в человеческий капитал является одной из самых эффективных инвестиций.
Руководство АО «БКО» уделяет большое внимание обучению кадров. В этом году я, в числе нескольких руководителей нашего предприятия, закончила обучение по программе MBA, которое проходило в стенах Московского Государственного Института Международных Отношений (МГИМО) – одного их лучших вузов России. Без преувеличения могу сказать, что оно произвело на меня неизгладимое впечатление. Данная программа позволяет не только систематизировать знания в области менеджмента, финансов, маркетинга, но и помогает развить свои профессиональные и личностные навыки. Мне посчастливилось учиться в одной группе с финалистами конкурса «Лидеры России», общение с которыми не просто стимулирует, оно меняет мировоззрение. Наш поток собрал представителей различных крупных компаний – ПАО «Аэрофлот», Госкорпорация «РОСАТОМ», ПАО «Ростелеком», Корпорация «Уральская горно-металлургическая компания», АО «Газпромбанк», ПАО «Сбербанк». Все эти компании безусловно очень успешные, но ни одна из них не может выделиться такой многолетней историей, как наше предприятие.
АО «БКО» поистине уникальная компания, которая характеризуется современными методами организации производства, собственной сырьевой базой, широким спектром клиентов – потребителей продукции, при этом является социально ориентированным предприятием, надёжным, имеющим большой запас прочности. Но наше сегодняшнее благополучие – это в основном, заслуга предыдущих поколений работников, которые трудились на комбинате огнеупоров. И сегодня наша обязанность сохранить это благополучие и сделать всё возможное для продолжения его устойчивого развития. Именно сейчас, когда мы находимся в фазе зрелости и имеем все ресурсы для этого. И это не просто громкие слова. Если каждый человек на своём рабочем месте будет стремиться к постоянному улучшению, не бояться изменений, не бояться принимать нестандартные решения, мы сможем преодолеть все проблемы и задачи, которые ставит перед нами жизнь.
Тема моей дипломной работы была «Внедрение цифровых технологий в финансовый менеджмент». На сегодняшний день вся финансовая деятельность по контролю бюджетных показателей, формированию платёжных поручений, по управлению оборотными средствами полностью оцифрована. Весь этот механизм контроля усовершенствовался в течение нескольких лет. Путём проб и ошибок нам удалось наладить его таким образом, при котором контроль расхода денежных средств происходит практически в режиме онлайн, снизилась вероятность кассовых разрывов, что в целом способствует повышению стабильности работы предприятия.
К сожалению, иногда наблюдается ситуация, когда опытные компетентные работники не желают что-то изменять и учиться чему то новому. Человек не любит перемены, так как зачастую это требует выхода из зоны комфорта. Но современный мир ставит свои жёсткие условия, и если мы не сможем вовремя сориентироваться, то очень быстро окажемся за бортом технического прогресса.
Вполне возможно, что в результате неизбежных перемен некоторым из нас придётся полностью поменять свою профессию, а компания в целом может изменить свой вид деятельности и ассортимент выпускаемой продукции. Но, совершенно неважно каким бизнесом предприятие будет зарабатывать деньги, главное, чтобы компания жила, успешно работала и развивалась ещё долгие годы. И я искренне верю, что наше предприятие – АО «Боровичский комбинат огнеупоров» сможет достойно ответить на все вызовы современного мира и сохранить свои лидирующие позиции среди предприятий российской промышленности.
Анна Шеретова,
начальник финансового отдела