Газета «огнеупорщик.боровичи»

«Для многих людей работа финансиста может показаться скучной и однообразной, но это совсем не так. Если вникнуть в суть процессов происходящих в финансовом отделе, то становится понятно, насколько это сложная, ответственная, но при этом увлекательная работа».

А.А. Шеретова, начальник финансового отдела АО «БКО».

В составе АО «Боровичский комбинат огнеупоров» много различных структурных подразделений. Анна Анатольевна, какую роль в работе предприятия играет финансовый отдел?

 – Комбинат огнеупоров, как и любое крупное предприятие, представляет собой сложно устроенный единый механизм, и финансовый отдел – одна из важных его составляющих, в первую очередь потому, что главной задачей отдела является обеспечение денежными средствами всех бизнес-процессов предприятия. Денежные потоки, поступающие на расчётные счета комбината огнеупоров, равносильны кровеносной системе в организме человека, так как без них предприятие просто не сможет существовать. И, управляя движением больших денежных ресурсов, финансовые работники несут огромную ответственность за успешность предприятия. Для обеспечения стабильной работы, экономического роста и повышения прибыли наши сотрудники должны иметь в своём распоряжении данные обо всей его деятельности. И это, как мне кажется, самый главный плюс в нашей профессии. Если многие структурные подразделения владеют каким-то одним информационным блоком, например, отдел маркетинга занимается исключительно сбытом продукции, отдел внешних поставок – закупкой сырья и материалов, то в финансовый отдел поступает информация практически обо всех процессах, происходящих на комбинате, и, более того, мы можем контролировать и участвовать в управлении ими.

– В чём именно заключается работа Вашего отдела?

–Основные направления нашей работы – бюджетное планирование, оперативный контроль и аналитическая деятельность. Мы составляем бюджет предприятия на год. Отправной точкой всего процесса является бюджет продаж, который объединяет информацию о ценах, объёмах реализации и, соответственно, о выручке. На этой базе мы формируем бюджет, характеризующий затраты на производство и реализацию продукции, затраты на сырьё и материалы, энергоресурсы, заработную плату, ремонты, налоги, капитальные вложения.

Сопоставление доходов и расходов даёт понимание о достаточности или нехватке средств на планируемый период. При дефиците денежных средств руководством может быть принято решение о получении кредитов, выпуске векселей или облигаций. Но благодаря эффективной работе по снижению издержек с одной стороны и увеличению объёмов продаж продукции с другой, комбинату огнеупоров, начиная с 2008 года, удаётся осуществлять свою хозяйственную деятельность, не используя кредитные ресурсы. Сформированный бюджет предприятия является его планом работы, скоординированным по всем подразделениям. Внедрение системы бюджетирования позволяет нормализовать процесс поставок сырья и материалов, расчётов с покупателями и поставщиками, выявить потребность в привлечении заёмных ресурсов или, наоборот, сумму возможных свободных денежных средств.

Кроме того, в течение всего года сотрудники нашего отдела осуществляют оперативный контроль за ходом выполнения плановых показателей. В случае превышения утверждённых лимитов расходования денежных средств по отдельным статьям мы обязаны своевременно принять меры. Мы анализируем ситуацию. И если превышение вызвано объективными факторами, то плановая расходная статья бюджета увеличивается, а если увеличение расходов происходит из-за каких-либо нарушений: завышения цены поставщиком, излишнего создания запасов, превышения норм расхода сырья и материалов – то условия работы с поставщиками пересматриваются или закупки по данной статье расходов прекращаются. Если же комбинат огнеупоров недополучает денежные средства, запланированные в бюджете доходов, то финансовым отделом выявляются предприятия-должники, проводятся мероприятия по снижению дебиторской задолженности. В любом случае, при каких-либо отклонениях от плановых показателей бездействие может привести к нехватке денежных средств, перебоям в поставках сырья, задержкам выплаты заработной платы и налогов.

Работа финансового отдела предусматривает ещё и постоянный анализ деятельности предприятия. Финансисты определяют нормативы задолженности клиентов и поставщиков и следят за их отклонениями, ведут работу по снижению неликвидных запасов, т.е. материалов, которые были закуплены и оказались невостребованными, определяют норматив запасов товарно-материальных ценностей на складах цехов и других структурных подразделений. Кроме этого осуществляется расчёт показателей ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, оборачиваемости активов. Данная информация предоставляется налоговым органам и кредитным учреждениям.

– С каждым годом технический прогресс всё больше и больше проникает во все сферы услуг и жизнедеятельность человека. Изменилось ли что-то в Вашей работе?

– Ещё 20 лет назад в нашем отделе был один компьютер и использовалась своя программа, в которую заносились данные о поступлении и расходовании денежных средств вручную, при этом она не была связана с программой бухгалтерии, что являлось причиной ошибок и несоответствия данных. Платёжные поручения заполнялись также вручную на печатных машинках, что вызывало определённые сложности при перечислении денежных средств. Связь с банком осуществлялась с помощью модема, который передавал данные о поступлении денежных средств на расчётный счёт, при этом звенел на весь кабинет, но это казалось верхом технического прогресса.

В 2000 году нашим обслуживающим банком УКБ «Новобанк» была установлена система обмена данными «Банк-клиент», с помощью которой автоматизировался процесс формирования платёжных поручений, и появилась возможность передачи их в банк и получения выписок о банковских операциях по расчётному счёту предприятия через интернет. В 2003 году на комбинате была внедрена система автоматизации управления производством Аксапта. И это был настоящий прорыв в системе финансового управления и учёта! Появилась возможность сбора и анализа данных по разным критериям: по предприятиям, статьям расхода бюджета, центрам ответственности, бухгалтерским счетам. В 2012 году в системе электронного документооборота Директум был запущен процесс согласования договоров с контрагентами и карточек платежа, которые являются основанием для совершения оплаты в адрес наших поставщиков материалов и услуг. Благодаря появлению всех этих программ и интеграции их между собой, которую осуществил отдел информационных технологий, круг согласования, оплаты и разноски платежей по бюджетным аналитикам и бухгалтерским счетам замкнулся. В настоящее время в финансовый отдел по системе Директум поступает согласованная всеми ответственными лицами карточка платежа, которая имеет необходимые реквизиты и бюджетные показатели. Затем её данные передаются в систему Аксапта, и уже оттуда готовое платёжное поручение экспортируется в систему Банк-клиент, а в конце операционного дня исполненные платёжные поручения возвращаются в Аксапту. Конечно же, все эти операции требуют предельной внимательности, поскольку из-за ошибки в одной цифре денежные средства могут быть отправлены другому предприятию и вернуть их обратно будет не так просто. Только по расчётному счёту в УКБ «Новобанк» таких платежей совершается в среднем около ста в день. Кроме этого у предприятия есть три валютных счёта – в долларах, евро и юанях, действует шесть расчётных счетов в ПАО Сбербанк, но с помощью интернет-технологий все платежи совершаются без посещения банковских учреждений. Как результат, сегодня финансовый отдел имеет возможность оперативно и без ошибок совершать платежи, обмениваться данными с банками в режиме «онлайн», получать информацию о текущем расходовании средств по определённой статье бюджета в разрезе ответственных лиц и структурных подразделений, осуществлять анализ дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе контрагентов.

– Объём работ впечатляет, но говорят, что, несмотря на технический прогресс, главными на предприятии всё же остаются люди. Коллектив, которым Вы руководите, какой он?

– Прогресс не стоит на месте, и с течением времени будут появляться новые технологии и предъявляться иные требования, поэтому финансисту необходимо иметь широкий кругозор, обладать знаниями не только в области финансового менеджмента, но и законодательства, и политики. Хороший финансовый работник должен уметь быстро принимать решения, быть грамотным, внимательным, честным и ответственным. Всеми этими качествами обладает наш молодой и перспективный коллектив. Мы ежедневно ведём работу с денежными потоками нашего предприятия, следим за целесообразностью расходования средств, планируем расчёты с клиентами и поставщиками, предотвращаем кассовые разрывы, осуществляем партнёрскую деятельность с банками, определяем источники финансирования капитальных вложений для того, чтобы работники вовремя получали заработную плату, а наш Боровичский комбинат огнеупоров имел устойчивое финансовое положение и продолжал свою успешную производственную деятельность.