После революции и Гражданской войны огнеупорные заводы и рудники по добыче глины в Боровичах были восстановлены и объединены в составе крупного комбината «Красный керамик», находившейся в подчинении Наркомата черной металлургии СССР. К 1941 году Боровичский комбинат «Красный керамик» стал одним из крупнейших поставщиков шамотных изделий, обеспечивал огнеупорами промышленность Ленинграда и всего севера страны, частично Центральный промышленный район и Урал.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. В тот же день на своем рабочем собрании керамики приняли резолюцию: «мы заявляем, что приложим все силы для обеспечения бесперебойной работы предприятия, и каждый член нашего коллектива, как и весь советский народ, окажет всяческую помощь непобедимой Красной Армии и Военно-морскому флоту, с честью выполнит свой долг перед Родиной…»
Запись добровольцев проводилась в Доме культуры комбината «Красный керамик», откуда сразу шли на вокзал и, садились в вагоны - на фронт ушло 3207 работников комбината.
С 29 июня началась мобилизация населения Боровичей на строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду, в основном работали в районе станции Малая Вишера. Боровичи становятся прифронтовым городом, помогавшим трем фронтам: Ленинградскому, Северо-Западному и Волховскому.
Фронт стремительно приближался к городу и 14 июля 1941 года по Приказу наркома черной металлургии И.Ф. Тевосяна, за подписью зам. наркома Коробова Боровичский комбинат «Красный Керамик» получил предписание провести эвакуацию в два этапа: в июле-августе и ноябре-декабре. Пункты назначения: Нижний Тагил, Богданович, Первоуральск, Магнезит, Сухой Лог, Миньяр. Первыми ушли 87 вагонов с рабочими и ИТР и 344 вагона и платформы с оборудованием со всех основных цехов 1,2,5,7, части шамотного 3-го цеха, подвесная дорога рудников Большевик и Артем. Всего было эвакуировано 556 вагонов.
Вместе с оборудованием отправляли рабочих и служащих. В первую эвакуацию были отправлены рабочие по 57 квалификациям - всего 747 человек; служащие по 14 квалификациям - всего 50 человек, ИТР по 17 квалификациям - всего 77 человек. Вместе с членами семей отправлено 2245 человек. Во вторую эвакуацию отправлено рабочих по 27 квалификациям - всего 190 человек, служащих по 5 квалификациям - всего 8 человек, ИТР по 10 квалификациям - всего 29 человек. Всего 227 человек, а с членами семей 577 человек. Также были отравлены рабочие, служащие и ИТР торфоразработки «Тухун» - всего 974 человека, а с членами семей 2822.
В 1941 году основное оборудование ЦЭС эвакуировали, осталась одна турбина (№2) и один котел, а также дизель №3 на 650 л.с., без которого был невозможен пуск турбины. Продолжала действовать топливоподача, ж\дорога до Тухуна, градирня. Станция давала энергию и свет первому цеху (он дольше всех работал в 1941 году), городу и госпиталям. На случай подхода фашистских войск все энергетическое оборудование станции было заминировано (использовалась аммонийная селитра из запасов стройки канала мстинской ГЭС).
Эвакуация проводилась в условиях строжайшей секретности, горожане даже не догадывались о происходящем на комбинате.
Несмотря на проводившуюся эвакуацию, комбинат продолжает работать: в июне выпустили 25646 т., в июле 18851 т., в августе в демонтированных цехах обожгли остатки сырца, получив 10272 т огнеупорных изделий. Уже в ходе эвакуации по запросам наркоматов, работавших на оборону, в цехе №1 смонтировали из оставшегося оборудования технологическую нитку и вырабатывали пластичным способом кирпич и сифон, в сентябре изготовили 8443 т, в октябре – 8667т.
В центрально-механических мастерских эвакуация была приостановлена. Постановлением комитета обороны мастерские передавались в распоряжение Северо-западного и Волховского фронтов и, превращены в военные заводы. К ним прикомандированы 19-й и 66-й ремонтно-восстановительные батальоны, а также команда из отдельного 40-го железнодорожного батальона Северо-западного фронта, позже подчинялся Волховскому фронта. Все были размещены на территории цеха №2, рабочие переведены на казарменное положение.
По заданию командования фронта, коллективом центрально-механических мастерских было освоен выпуск прицепов для перевозки снарядов по болотистой местности, литейный цех впервые освоил литье котлов для приготовления пищи, емкостью до 150 литров, походных кухонь, армейских котелков, чугунных разборных печей для землянок и окопов, походных бань. Столярный цех обеспечивал литейный моделями, изготавливал кузова для прицепов, изготовил более 30 тысяч изделий для госпиталей города; кузнечный выполнял котельные работы, электросварку и изготовлял крепеж. Механический и ружейный цеха освоили изготовление минометов, зарядов, мин, проводил пристрелку минометов. Производили ремонт тяжелых дальнобойных орудий, танков и автоматов, освоили правку и производство пропеллерных винтов с боевых самолетов ЛАГов и МИГов, производил ремонт автомашин марок ГАЗ-2 и ЗИС-5, которые прибывали с фронта. Для этих целей были заняты помещения складов, цехов №2,3,7, а рабочие переведены на казарменное положение. 26 декабря отправили на Урал последние агрегаты, оставив непогашенной лишь одну печь 4 цеха.
4 мая 1942 года было принято решение комитета обороны о восстановлении комбината «Красный керамик». Начальником реэвакуации назначили Г.И. Бабича. С Урала вернулось 100 вагонов оборудования в основном для электростанции, началось восстановление 1 и 8 цехов технологическое оборудование изготовили в центрально-ремонтных мастерских, а в августе в цехе №1 приступили к прессовке на прессе Самарина и к концу 1942 года выпустили 32500 изделий. Тогда же возникает необходимость обучать вновь поступивших на работу. Снова была открыта школа ФЗО, правда учеников приходилось в буквальном смысле собирать по деревням, брали тех, кто заканчивал восьмилетку.
Из воспоминаний Е. Быстровой прессовщицы цеха№1: « В один из октябрьских дней 1942 года мы, как всегда, в перемену выбежали из школы на улицу. Неожиданно меня позвали к директору. Прихожу, а у него сидит незнакомый мужчина в очках. Мне сказали, что поеду в Боровичи учиться в ФЗО «Красного керамика». Даже зачитали список других восьмиклассников, занесенных в этот список… Тот незнакомый положил мне руку на плечо и сказал участливо, глядя поверх очков: «Такие дела, девочка. Стране нужен огнеупор. Для победы. Понимаешь?» - в тот же день, вечером, поезд повез нас, будущих огнеупорщиков, из Угловки в Боровичи... мой первый пресс был самаринский. Помню, что прессовали тогда до 15 тысяч штук за смену…Иногда нас премировали за выполнение нормы дополнительной порцией ячневой каши. Сколько радости давал тогда этот талончик с печатью…».
Благодаря самоотверженному труду коллектива комбинат восстанавливался быстро, одновременно увеличивая из месяца в месяц выпуск изделий и обеспечивая огнеупорами металлургическую, оборонительную промышленность, транспорт. Уже в феврале 1943 года был запущен цех № 8 и получен заказ от Государственного комитета обороны на изготовление 750 тонн кауперного кирпича для строившейся в Магнитогорске домны №6, которая должна была давать 1300 тонн металла в сутки. Заказ был выполнен досрочно. Всего 1943 году было выпущено свыше 94 тыс. т. изделий, комплектно изготовлен доменный припас для строительства магнитогорской, алапаевской, тагильской и серовской домен.
В 1944 началось восстановление второй очереди комбината, ЦЭС увеличила выработку энергии на 12,7%, численность рабочих составила 3800 человек, из них 1148 стахановцев. К 10 декабря Боровичский комбинат выполнил годовую норму досрочно, было выпущено 142 тыс.т продукции.
За успешное выполнение заданий ГКО по наращиванию мощностей и обеспечение металлургических заводов огнеупором Указом Президиума Верховного Совета ССР от 31 марта 1945 года бала награждена большая группа огнеупорщиков, в том числе боровичских. Орденами Ленина были награждены: выгрузчик П.И. Ремнев и директор М.Г. Трофимов; боевым Орденом Красной Звезды наградили главного инженера ЦЭС Г.И. Бабича; орденом Трудового Красного Знамени М.В. Волоцкую, освоившую мужскую профессию обжигальщика.
В соревнованиях огнеупорных заводов страны с мая 1943 года по май 1945 комбинат «Красный керамик» не раз получал переходящее Красное Знамя Наркомчермета СССР и ВЦСПС и звание «Лучший огнеупорный завод», шесть раз занимал второе место. В 1947 году правительство наградило «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» 2506 работников комбината. Всего в период с 1945 по 1954 год были награждены Орденом Ленина 125 человек, орденом Трудового Красного Знамени – 239 человек, медалью «За доблесть» - 498 человек, медалью «За трудовое отличие» - 1035 человек. В 1985 году в год 40-летия Победы, коллектив Боровичского комбинат огнеупоров был награжден «За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны» - орденом Отечественной войны II степени.