добавлено: 2019-07-25 в 12:07

На Боровичском комбинате огнеупоров работает много достойных людей. Это факт. Среди них – человек, который не нуждается в представлении. Галину Яковлевну Николаеву на предприятии знают все. Здесь она трудится 32 года, из них на протяжении вот уже 25 лет щедро делится своими знаниями и опытом с молодыми специалистами, обучает рабочих основным профессиям как аттестованный преподаватель отдела подготовки кадров по направлению «Огнеупорное производство».

В июне в Великом Новго роде на торжественном мероприятии, посвящённом празднованию Дня России, Губернатор А. Никитин вручил Галине Яковлевне государственную награду – знак отличия «За наставничество». Соответствующий указ был подписан Президентом России В.В. Путиным в марте этого года.
Знак отличия «За наставничество» учреждён Президентом только в прошлом году и предназначен для того, чтобы отметить выдающиеся заслуги лучших наставников молодежи из числа высококвалифицированных работников разных сфер, в том числе промышленности. И Галина Яковлевна стала первым на нашем предприятии его обладателем.
- Галина Яковлевна, расскажите, как судьба привела Вас на комбинат.
- На Боровичский комбинат огнеупоров я пришла в 1987 году, сразу после окончания Ленинградского технологического института. Вообще, я родом из Краснодарского края и училась по направлению от Краснодарского фарфорово-фаянсового завода «Чайка». На шестом курсе вышла замуж и, получив пересогласование, оказалась в Боровичах.
На комбинат меня приняли начальником охраны окружающей среды. Первым моим наставником был Григорий Степанович Редько, начальник Центральной заводской лаборатории. Именно он решил, что мне надо заниматься научно-исследовательской работой и перевёл меня на должность инженера-исследователя. Начинала я с цеха №4. Там вместе с Виктором Павловичем Мигалём мы придумали и отработали технологию так называемых болгарских корундографитовых стаканов. Позже я стала курировать и цех №2. Затем меня назначили на только что введённую должность технолога по новым видам огнеупоров в цех сталеразливочного припаса. Тогда только начинали выпускать высокоглиноземистые изделия, и мы отрабатывали технологию их производства, а также доменных изделий. Нам удалось довести их выпуск до 9 тыс. тонн в год, снизив процент брака с 95 до 25%. Именно за это в 2002 году мне было присвоено звание «Почётный металлург».
- Сейчас для многих на предприятии Вы являетесь наставником. А на Ваше становление, кроме Г.С. Редько, кто повлиял?
- С благодарностью вспоминаю своих наставников: Галину Александровну Задорожную и Людмилу Васильевну Красницкую. Именно они помогали мне на первых порах разбираться в технологиях.
- С чего началась Ваша преподавательская деятельность?
- В 1994 году меня назначили технологом в цех сталеразливочного припаса. Изначально он был рассчитан только на выпуск шамотных изделий простого и сложного фасона и сталеразливочный припас, но когда закрывали другие цеха, в него стали переносить все технологии. Перед нами стояла задача адаптировать их в условиях ЦСП. Для организации этой работы нужно было в первую очередь научить людей прессовать, обжигать и так далее. Вячеслав Яковлевич Сакулин поручил мне организовать учебный класс. Так я начала преподавать технологию производства огнеупоров в отведённое для этого время в течение дня. Никаких учебных пособий не было, да и сейчас я рассказываю то, чего не написано ни в одной книге. Все учебные материалы мы создаём на основе собственного опыта, методом проб и ошибок. Всем рабочим основных специальностей я читаю технологию, чтобы они владели общими сведениями о выпуске огнеупоров. Показываем фильмы о том, где и как используется наша продукция, рассказываем о тех проблемах, с которыми мы сталкивались, как устраняли их. Важно уметь учиться на чужих ошибках и не допускать тех же промахов, ведь это бывает очень болезненно. Инженерно-технические работники получают более подробные знания о каждом шаге технологического процесса, о видах брака и способах их устранения на каждом этапе. Уже на протяжении многих лет я читаю лекции как в отделе подготовки кадров, так и в ЦСП. Сейчас все мастера ЦСП, ЦМПОИ – это мои ученики, прошедшие путь от рабочих.
- Наверняка среди Ваших учеников есть те, которыми Вы особенно гордитесь?
- Да, таких много. Назову для примера Татьяну Хиргилижиу – начальника бюро технологий гранулированных порошков ЦСТиП, Веру Герасимову – ведущего инженера ЦСТиП, Ирину Орехову – старшего лаборанта ЦСП, Наталью Игнатьеву – инженера-технолога ЦСП. Все они прошли путь от лаборантов до высококвалифицированных специалистов и руководителей. Среди выпускников институтов тоже много моих учеников. Отмечу Алёну Иксанову – начальника ЦСТиП, Егора Агапова – инженера технологического отдела ЦСТиП. Некоторые мои ученики теперь тоже преподают в отделе подготовки кадров – Роман Васяткин – ведущий специалист по пропантам технического отдела.
- По итогам конкурса «Лучшие рационализаторские решения 2018 года» Вы стали победителем в номинации «Самый активный рационализатор». Расскажите об этом.
- У меня всегда была тяга к изобретательству. Даже когда я занималась охраной окружающей среды, мы придумывали и создавали изделия народного творчества, совместив огнеупоры с тонкой технической керамикой. Но я предпочитаю заниматься такой работой, не сидя в кабинете, а в цехах, вместе с теми, кто непосредственно трудится на производстве. В прошлом году мы придумали много тонкостенных изделий и совершенно несвойственных для наших прессов технологий. Мы придумали, как сделать изделия с наружными фальцами, тонкостенные дымовые трубы – расписали пошаговую инструкцию.
Разрабатывая технологии для новых изделий, обязательно нужно ознакомиться с производством на том предприятии, где они будут эксплуатироваться, чтобы понимать, как они поведут себя в работе. Бывает, что потребитель предъявляет претензии, что изделие, якобы, не соответствует заявленным требованиям. Но это вовсе не говорит о браке. За годы работы я много ездила по рекламациям, и всегда удавалось отстоять качество нашей продукции и прийти к общему решению.
Первым делом я должна пройти по всему технологическому потоку, чтобы проследить, что происходит с нашими огнеупорами, начиная со склада и заканчивая выпуском их изделий. Важно оставить о себе хорошую память и показать, что ты разбираешься не только в огнеупорах, но и в производстве, на котором они используются.
- За 32 года Вы, конечно, накопили огромный производственный опыт. Какие моменты в работе запомнились больше всего?
- Много всего было. Например, запуск производства стеклобруса стоил мне двух лет напряжённой, кропотливой работы у пресса. В результате нам удалось добиться выпуска стеклобруса без трещин. Я участвовала в запуске гидростатов, печей – полностью отрабатывали с немцами технологию режима прессования.
Вообще, цех сталеразливочного припаса был, есть и будет экспериментальным. Одна и та же технология не может идти одинаково в разных цехах. Когда закрыли второй цех и все технологии перевели в ЦСП, пошло огромное количество брака. Техоснастка, пресса, рабочие – были оттуда, а причина оказалась в печи. Позже при передаче технологии в другие цеха мы это, разумеется, стали учитывать.
Важное место в моей жизни, конечно, занимает преподавание. Я люблю работать с людьми. Когда вижу блеск в глазах, заинтересованность, готова посвящать как можно больше времени. У нас много умных, способных людей, и важно – не обрубать им крылья, а, наоборот, поддерживать их начинания и идеи.

 

Входит в рубрику: | Кадры