В предстоящие выходные Боровичский комбинат огнеупоров отметит свой 162-й День рождения. О нынешних реалиях и планах предприятия поговорим с генеральным директором АО «БКО» Анатолием Владимировичем МОЖЖЕРИНЫМ.
– Анатолий Владимирович, приближается очередной День рождения комбината огнеупоров. У Вас праздничное настроение?
– Настроение, как всегда, рабочее. В этом году комбинат празднует не юбилей, а к дням рождения у нас, как и у любого взрослого человека, вполне зрелое отношение. Для нас предстоящий праздник – это один из тех случаев, когда мы можем поощрить сотрудников, которые в этом году действительно достигли выдающихся успехов в работе. Их отмечаем наградами не только мы, но и город, региональная и федеральная власти.
– Чем сегодня живёт предприятие: как выглядит портфель заказов АО «БКО» и с какими результатами мы закончили первое полугодие?
– В системе экономического развития предприятия для нас главное – это стабильный рост. За свою многолетнюю историю комбинат наработал узнаваемое имя и бренд, свой круг потребителей и партнёров, и для нас особо важно укреплять партнёрские связи. Конкуренция сегодня, как и всегда, в принципе, неслабая, но для меня значимо, что за последние три года мы существенно обновили портфель заказов по новым видам продукции, хотя ранее выпускали в основном гостовские марки. Металлургия активно развивается и модернизируется, делаются ремонты сложных агрегатов, но российские организации, которые раньше занимались ремонтом этих серьёзных конструкций, теряют свою значимость, уступая место иностранным сервисным компаниям, которые входят на наш рынок со своими требованиями к огнеупорной продукции, и на первых этапах нам было очень трудно получить разрешительную документацию, так как требования ГОСТов не всегда соответствуют европейскому стандарту качества. На внешнем рынке требования к огнеупорам более жёсткие, чем на российском, поэтому нашим техническим и коммерческим специалистам пришлось здорово потрудиться, чтобы завоевать доверие. У нас достаточно заказов, комбинат внесён в реестр доброкачественных поставщиков ряда зарубежных сервисных компаний и участвует в тендерах на расширенной географии поставок. К примеру, один из наших последних заказов – это совместная работа с иностранной компанией, ремонтирующей воздухонагреватели в ЕВРАЗ-холдинге, которая готова продолжать наше сотрудничество и в других проектах не только на территории Российской Федерации. Про первое полугодие могу сказать, что работаем лучше, чем в предыдущем году, но могли бы достичь и более высоких результатов.
– Как Вы оцениваете работу на внутреннем и внешних рынках? Конкурентоспособна ли продукция комбината и в чём её основные преимущества?
– Вообще конкурентоспособность – вещь непростая. Работая на российском рынке, мы наблюдаем, что при закупке идёт ориентация на показатели по ГОСТу и цене, а не на фактические параметры, которые влияют на совокупную стоимость владения. Выбирая при одинаковой цене нашу продукцию, а не иную отечественного производства, потребитель получает большую ценность. У наших шамотных огнеупоров по сравнению со многими другими запас по содержанию оксида алюминия примерно на 10% выше, и нам достаточно сложно вести конкуренцию по цене, например, для марки ШБ, поставляя по факту ША. Собственное качественное сырьё, современное оборудование и высококвалифицированный персонал – вот факторы позволяющие получить продукцию высокого качества. При этом, если главным показателем для потребителя является цена, то мы должны предлагать ему продукт с теми качественными характеристиками, которые соответствуют желаемой цене. Поэтому мы готовим расширение нашей продуктовой линейки, чтобы заказчик мог выбрать именно то, за что он готов платить. Выход на зарубежный рынок требует особого отношения к качественным показателям, так как иностранным потребителям как раз важна не ежесекундная выгода, а стоимость жизненного цикла продукции. Общение с зарубежными партнёрами – это отличный опыт, благодаря которому коммерческие службы комбината находят новые варианты предложения ценности нашего продукта по оптимальным для обеих сторон условиям.
– Какие ключевые проекты были реализованы комбинатом за последние два года?
– Про один проект уже много было рассказано – это развитие площадки по производству пропантов. Он уже реализован, но пока мы не достигли требуемых плановых показателей. Встраивание новых технологических потоков в существующие требует определённой приживаемости. В этом году мы решим все вопросы, с которыми столкнулись, и выйдем на тот уровень, на который рассчитывали. Главное, что производство нашей продукции растёт от года к году и потребности наших партнёров мы выполняем. Коммерческие службы вовремя реагируют на их запросы, учитывая наши возможности, и в случае необходимости проводят корректировку в сторону увеличения.
Что касается огнеупоров, то мы постоянно занимаемся модернизацией производства. За последние пару лет установлены два немецких пресса Лайс-1600, которые сегодня полностью загружены новыми заказами, без которых сохранить свою долю рынка было бы проблематично. Далее в 2020 году планируем установить ещё два пресса взамен старых и модернизировать часть смесительного оборудования, что позволит нам увеличить эффективность производства. Это очень важно, потому что сейчас каждая металлургическая компания, находя себе партнёра по проектированию того или иного теплового агрегата, чтобы не нарушить права интеллектуальной собственности, разрабатывает новые чертежи типоразмеров и видов огнеупоров, что приводит к огромному количеству переналадок оборудования и потере продуктивности. Одна из задач на ближайшую перспективу – это снижение времени на переналадки прессов, потому что, как показывает анализ, примерно 50% такого времени используется неэффективно. Сокращение сроков в два раза равносильно установке двух новых прессов стоимостью 250-300 миллионов рублей.
– Вы рассказали об инвестиционном проекте «Модернизация смесительно-прессового оборудования цеха сталеразливочного припаса», соглашение о реализации которого было подписаномежду Правительством Новгородской области и АО «БКО» на прошедшем недавно в Петербурге Международном экономическом форуме?
– Да, и я рад, что руководство области внимательно смотрит за действиями нашего предприятия и заинтересовано в том, чтобы оно развивалось. Мы и дальше будем совершенствоваться, поскольку, чтобы оставаться на месте в рамках существующей экономической модели, надо двигаться вперёд. Стабильность для меня – это не горизонтальная линия, а линия с уклоном вверх. Мы ведь все хотим жить не хуже, чем вчера, а немного лучше.
– Будут ли в процессе модернизации создаваться новые рабочие места?
– Надо считать и смотреть на экономику в целом, нужны ли нам новые рабочие места или мы можем увеличить продуктивность того персонала, который у нас есть, дав ему возможность зарабатывать больше. Главное, чтобы люди поверили, что выполняя повышенные обязательства в сравнении с теми, которые были приняты ранее, они сохранят за собой возможность увеличения заработка без значительного изменения нормативов оплаты труда. Важно ещё понимать при перерасчёте нормативов, почему велосипед поехал быстрее? Или педали быстрее крутить начали, или мотор к нему приделали.
Немаловажным аспектом является то, что наша русская душа очень сострадательная, и мы готовы прощать ошибки и бездействие наших коллег. Наступит время, когда сотрудники начнут понимать, что сосед, который причиняет вред предприятию своим отлыниванием от работы, наносит ущерб всему коллективу, и очень важно вовремя такого человека определить.
– Существует ли на комбинате кадровая проблема, и, если да, то как удаётся её решать?
– Серьёзных проблем с кадрами на предприятии сегодня нет, но определённое опасение вызывает будущее состояние рынка труда. Текучка кадров, конечно, есть, но в основном среди молодёжи, которая мечтает об офисной работе, высоких должностях и столичных зарплатах. И это нормально. Есть те, кто не готов провести свои молодые годы в цехах. Надо всё попробовать в жизни, и даже пожить в других городах. Хорошо, если получится, и труд там будет оценен по достоинству. А когда приходит пора создавать семью, время для экспериментов заканчивается. Если в 20 лет для человека открыты все границы, то в 30 они сужаются, а в 40 начинаешь понимать, что лучше рубль в кармане, чем пара в тумане.
Более подробно о том, как мы решаем кадровую проблему в АО «БКО», я попрошу рассказать директора по персоналу и социальным вопросам О.А. Стрыгина в ближайшем номере нашей газеты.
– Как в стратегию АО «БКО» вписывается бережливое производство? Есть ли уже результаты от его использования?
– Бережливое производство – это важная концепция управления предприятием, но, чтобы его эффективно внедрять в промышленность, сначала надо поменять наш менталитет. Когда человек начнёт воспринимать происходящее на производстве не как чьё-то, а как своё, тогда можно будет говорить об инструментах бережливого производства. Вся эта идея строится не только на повышении производительности, но и на улучшении условий труда, поэтому для её успешного воплощения сейчас мы уделяем большое внимание снижению запылённости в цехах, благоустройству территорий и ремонту бытовых помещений. Я смотрю на это положительно, участвую и поддерживаю тех, кто проводит интеграцию бережливого производства на комбинате, хотя мы и чувствуем огромное сопротивление.
Одним из примеров, где эта система уже опробована, является участок по лесозаготовке и изготовлению упаковки и вагонного крепления. Пришлось пройти несколько этапов внедрения, таких как смена руководства подразделения, создание команды, выстраивание целей и задач. Промежуточный итог – это слияние нескольких участков под одной крышей, полный отказ от закупки тары со стороны, снижение незавершённого производства. Эффект от данного мероприятия уже исчисляется десятками миллионов рублей экономии в год. А главное – опыт и уверенность в том, что это возможно и на всём предприятии.
– На комбинате огнеупоров при выпуске продукции задействованы технологии, сырьё и материалы, требующие реализации мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности как персонала, так и населения прилегающей территории. Какое место в деятельности предприятия занимают вопросы экологии?
– Первоочередное. Это подтверждают все проверки, которые ведутся Росприроднадзором Новгородской области. Я не скажу, что наше предприятие экологически безопасное, определённые выбросы у нас есть, но в пределах допустимых, установленных комбинату. Мы всегда соблюдаем действующее законодательство в области охраны окружающей среды и постоянно ставим перед собой задачу сокращать количество выбросов в атмосферу. Мы все живём в городе, растим здесь своих детей и никуда не собираемся уезжать, поэтому нам очень важно экологическое состояние в Боровичах.
– АО «БКО» не только успешно реализует производственные планы, но также отличается активной социальной политикой. Почему, на Ваш взгляд, необходимо уделять этому направлению деятельности такое большое внимание?
– Город и район обеспечивают наше предприятие кадрами, и мы заинтересованы в том, чтобы кроме работы у жителей была возможность с пользой проводить свободное время, комфортно отдыхать, заниматься спортом, проходить профилактическое обследование с целью своевременного выявления возможных проблем со здоровьем. Для этого комбинат вкладывает значительные денежные средства как в строительство новых социальных объектов, так и в улучшение имеющихся. В своё время Совет директоров комбината принял решение, которое в силе и в настоящее время, не только сохранить эти объекты, но и строить новые. В итоге возведён Ледовый дворец «Металлург», а на месте неприглядного квартала создан «Керамик-парк». Благодаря содействию акционеров в вопросе дополнительной финансовой поддержки подразделений непромышленной сферы, в ближайшее время мы выполним ремонт фасада и замену окон нашего Дома культуры, а также произведём техническое переоснащение медико-санитарной части. Примерно 160 миллионов рублей ежегодно – это расходы на наши дела социальной направленности, которые экономят бюджетные деньги города.
Считаю, что в случае отказа комбинатом от развития «старых» и строительства новых социальных объектов, наш город имел бы за последние 10 лет в 2-3 раза больший отток населения, который и так пугает своими цифрами. При этом я вижу положительные изменения в том, что региональная власть значительно увеличила выделение денежных средств на благоустройство территорий и улучшение уровня жизни граждан. И это меня как жителя нашего города радует!
– В канун Дня рождения комбината огнеупоров – праздника, который без преувеличения считается общегородским, что бы Вы хотели пожелать работникам предприятия и всем боровичанам?
– Коллегам желаю принимать активное участие в преобразованиях комбината, вовлекаться в процесс его улучшения, не стесняться давать свои предложения через ящики обратной связи, установленные в цехах, или через специальный раздел общественного сайта.
Боровичанам желаю любить свой город и вносить свой вклад в его развитие и процветание. Тогда и в ответ все будут получать только положительные эмоции от происходящих изменений, так как свой труд намного больше ценится, чем чей-то чужой.
Крепкого здоровья, карьерного роста, финансового благополучия и семейного счастья!
Беседовала Мария Винокурова