Газета «огнеупорщик.боровичи»

О ЖИЗНИ НА ВОЙНЕдобавлено: 2019-04-25 в 12:04

Война стала жестоким испытанием для всего нашего народа, но советские люди и на фронте, и в тылу держали удар с честью. «Всё для фронта, всё для победы!», «В труде как в бою!», «Работать не только за себя, но и за товарищей, ушедших на фронт!» – под такими лозунгами трудились и взрослые, и дети. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжёлые годы, позволила стране выстоять и победить. И если о героических поступках на передовой, написано и сказано немало, то люди, обеспечивавшие быт, чаще оставались в тени. А ведь их будни были наполнены не меньшим подвигом. К примеру, женщины-прачки дошли до Берлина, пожертвовали собой и своим здоровьем, провели годы в ежедневных изнурительных ручных стирках солдатского белья.

В преддверии Дня Победы свой 95-летний юбилей отметила участница Великой Отечественной войны Мария - Николаевна Кулаковская. По доброй традиции от имени Боровичского комбината огнеупоров председатель Совета ветеранов Михаил Иванович Василенко поздравил юбиляра с этим событием и вручил подарки с пожеланием здоровья и добра! Журналист нашей газеты присоединился к поздравлениям и узнал историю жизни ветерана из первых уст:
- Я родилась в Мошенском районе в деревне Надозерье. В семье были старшие сестра и брат. Сестра так и осталась в колхозе работать, брата призвали в армию. Он два письма написал и так без вести и пропал. А меня семнадцатилетнюю отправили на окопы в Малую Вишеру, но я оттуда сбежала. В деревню вернулась, мне предложили место животновода в колхозе. Я попробовала. Да толку мало. И отказалась. Мне – сразу повестку в армию. В течение полугода прошла школу подготовки в Боровичах. А потом на Первый Украинский фронт отправили. Мы были в распоряжении медсанбатальона. Там разные поручения давали: то донесение отнести, то в госпиталь. Потом нас обучили на камерах работать. Когда с фронта привозили военных, мы обрабатывали их обмундирование. (Одна из задач медико-санитарного батальона в военное время – проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в войсках. – Прим. ред.) 
Открывали двери, туда вешали всё обмундирование и газом дезинфицировали. С обмундированием-то было плохо, поэтому вот так приходилось, обработали, а ребята помоются, оденутся и опять уезжают на фронт. Мы на передовой не были. Вот так в тылу помогали. Страшно было, но ко всему привыкаешь. В палатках жили. Теперь вот болит всё. В деревне воспитывались когда, у нас всё тёплое зимой было, и валенки, а там не считались с этим. На войне я будущего мужа встретила: старшину Петра Кулаковского. Он сам из Белоруссии. В конце 41-го был ранен, лежал в госпитале в Боровичах, а я как раз на обучении была.
Нас потом вместе в одну воинскую часть записали. Три года на войне была. Так получилось, что отца мужа повесили, мать расстреляли. Они члены партии были. И сестра должна была погибнуть, но когда всех положили на расстрел на землю, девочка легла между женщин и ей только в плечо попали. Она осталась жива. Ей 12 было. Она ушла в лес жить. Когда Петру об этом сообщили, он написал рапорт, что вот такой случай, что сестра в лесу. И тогда ему разрешили ехать искать её. И нам пришлось пожениться, чтоб нас отпустили вместе. Мы в Киеве зарегистрировались с ним. Сестру он потом нашёл, забрал и привёз в Боровичи. Ох, всякое бывало…
Когда вернулась с войны, сначала в «Прогресс» поступила, а потом на комбинат. Отработала 28 лет: Конарев, Новиков, Орехов. Приняли сначала старшим кассиром, а потом перевели экономистом в финансовый отдел. Оттуда и ушла на пенсию. Вместе с мужем вырастили двух дочерей. Пётр тоже работал на комбинате, но поскольку много ранений получил на войне, долго не прожил. Умер на 49-м году. Сейчас дочки за мной ухаживают. Внуков у меня трое: один в Симферополе – военный, второй в Новгороде в Сбербанке работает, а третий здесь в Боровичах, на комбинате. И правнуков шестеро.
Вот так жизнь и прошла...