Газета «огнеупорщик.боровичи»

С 1 октября в структуре Управления Боровичского комбината огнеупоров появилась новая единица – отдел стратегического маркетинга. О том, в каких целях он создан, нам рассказал Дмитрий Михайлов, возглавивший отдел с первого дня его существования.
- Дмитрий Александрович, для чего нужно заниматься стратегическим маркетингом на предприятии?
- Важнейшая задача стратегического маркетинга – постоянный мониторинг ситуации на рынке, поиск идей для эффективного развития предприятия. Как правило, основными составляющими стратегического маркетинга является предварительный анализ, исследования, определение рыночного сегмента и позиционирование товара. Приоритетом стратегического маркетинга являются не быстродействующие результаты, а долгосрочные, основанные на тщательном планировании и анализе.
- Какова практическая значимость этого направления деятельности?
- Стратегический маркетинг помогает руководству предприятия и акционерам в постановке целей, даёт информацию для принятия решений и оценки прогресса. Цели обычно выражаются в терминах одной или нескольких количественных задач, таких как доход, прибыль, доля на рынке. Важно отметить, что каждая задача должна быть достижима в течение определенного периода времени, для чего разрабатывается стратегия её достижения.
- Для этого существуют определённые механизмы?
- Изучая потребности потенциального рынка, мы должны соотнести свои ресурсы и возможности (которые могут включать в себя финансирование, время и человеческие ресурсы) с теми ресурсами, которые необходимы для удовлетворения выявленной потребности. Необходимо учитывать тип конкуренции на рынке и то, как технологические, политические, социальные и экономические события могут влиять на ситуацию на целевом рынке. Всё это включает проведение маркетинговых исследований и разработку продуктов для тестирования. На этапе внедрения нового продукта или услуги на рынок стратегический маркетинг должен оказывать информационную и рекламную поддержку сбытовым усилиям, участвовать в контрольной части маркетингового процесса через измерение результатов тактики продвижения продукта или услуги. Это может включать в себя рассмотрение роста оборота, прибыли, дохода, осведомлённости и удовлетворенности клиентов.
- На Боровичском комбинате огнеупоров маркетингом занимается Торговый дом. В чём принципиальная разница между функциями Торгового дома и нового отдела?
- Скажем так, стратегический маркетинг – это идея, тактический маркетинг – это действие. Стратегическое маркетинговое планирование приходит первым, когда мы создаём свой маркетинговый план. Он касается направления роста бизнеса в отношении конкурентной среды и имиджа бренда, необходимого для продвижения нашей рыночной позиции. Затем идёт тактическое маркетинговое планирование, которое состоит в планировании реальных действий, которые улучшают конкурентное положение и формируют имидж предприятия или бренда.
Планирование маркетинговой стратегии требует глубокого понимания тенденций в отрасли, конкурентной позиции, в сфере товаров массового спроса – демографии и покупательских привычек целевого клиента.
- То есть, можно сказать, что стратегический маркетинг – новое направление деятельности для АО «БКО». Наверное, всем специалистам, которые будут этим заниматься, многому придётся учиться вновь? Расскажите, как формируется кадровый состав отдела.
- У меня высшее экономическое образование и кандидатская степень как раз по специализации «Маркетинг». Именно в отдел маркетинга Торгового дома я пришёл на работу 22 года назад. За это время была возможность поработать в области внешнеэкономической деятельности, связанной как с продажами на экспорт, так и с закупками сырья и оборудования по импорту, решением вопросов таможенного оформления экспортных и импортных операций. Эта практика дала знания о внешней среде предприятия. Информацию о том, как устроен комбинат изнутри и как между собой взаимодействуют его подразделения, дали 13 лет работы начальником планово-экономического отдела.
Отдел формируется частично из сотрудников Торгового дома, которые уже имеют опыт работы на нашем предприятии и понимание существующего ассортимента продукции комбината.
Часть специалистов набираем через открытый конкурс – объявления были размещены в газетах «Огнеупорщик. Боровичи» и в «Красная искра». Требования к сотрудникам отдела – и склонность к анализу, и способность устанавливать контакты с людьми как вне предприятия, так и в смежных службах.
Именно в тесном взаимодействии между подразделениями и могут рождаться новые идеи, причём идее мало возникнуть – она должна трансформироваться в средство удовлетворения потребности рынка. Вот уже полтора века наше предприятие производит огнеупоры, 22 года – пропанты. Оба рынка на сегодняшний день живут в условиях высокой конкуренции.
Сейчас стоит задача поиска идей, механизмов внедрения в ассортимент комбината новых продуктов и услуг, ради чего и создан отдел стратегического маркетинга.