В 2017 году Дом культуры комбината огнеупоров отмечает свой 85-летний юбилей. В архиве нашего музея сохранился номер газеты «Красная дробилка» от 24 сентября 1929 года, в одной из статей которого рассказывается, как непросто давался процесс строительства Клуба керамиков, какой витиеватый путь прошёл проект со дня задумки до того момента, когда он превратился в Дом культуры нашего времени.
Когда началась постройка, «определённых перспектив не было, кроме надежды: начнём строить – денег дадут». Ход строительства напоминает современность: «Уплатили 800 рублей, но проект оказался непригодным. 800 рублей улетели», – читаем в той заметке. Но пока речь идёт только о составлении проекта. Функция руководства стройкой переходила из рук в руки: завком – уездное отделение союза – окротделение. Позже из представителей каждого из этих органов, а также из числа заводуправления и рабочих был создан построечный комитет, который фактически никакой работы по руководству и контролю также не вёл.
Составитель и руководитель второго проекта, инженер по фамилии Глебова, внесла большой вклад в строительство будущего ДК. Долго добивалась утверждения проекта и получения денег на материалы и оплату труда рабочих. Всего было потрачено 300 тысяч рублей, в том числе 42 тысячи – на паровое отопление, 30 – на отделку клуба и 10 – на кресла для зала, которые были специально заказаны и привезены из Ленинграда.
Если посмотреть на здание Дома культуры АО «БКО» с высоты птичьего полёта, то можно увидеть, что оно имеет форму аэроплана. Это объясняется тем, что согласно уже второму проекту, здание должно было быть большего размера, чем сейчас, а в результате прохождения огромного числа инстанций, вплоть до Москвы, этот план был урезан в размерах.
В связи с изменением проекта и необходимостью переделки уже построенной части здания была затрачена большая сумма, чем планировалось изначально. В своей статье от 24 сентября 1929 года, М. Сергеев, председатель окротделения союза строителей, задаётся вопросом: «Кто же виноват в переделке?». Не без доли сарказма он обвиняет Глебову, а также рабочих, которых заработок интересовал больше, чем качество проделанной работы. Поистине виновными в затянувшемся и затратном строительстве он считает и тех, кто сидел в союзе и построечном комитете и не выполнял своих обязанностей. В связи с этим «бездействующая» комиссия была распущена. В результате таких строительных перипетий был сделан вывод о том, что не следует начинать строительство, не имея перспективы на будущее, а надеясь лишь на русское «авось». «Кроме того, – пишет М.Сергеев, – всем участникам процесса, в том числе вышестоящим организациям, которые выдавали установленные материальные средства неудобными маленькими «подачками», и местным организациям, которые, по сути, не руководили строительной работой нужно научиться брать на себя ответственность».
Строительство здания хоть и не прошло гладко, но дало возможность руководству и работникам культуры выявить слабые стороны подобных проектов и применить полученный опыт в дальнейшем. Никогда Дом культуры не был подвержен таким серьёзным проблемам, как во время своего строительства. Однако неудачный старт стал своего рода закалкой и хорошим трамплином для развития и процветания.
Сегодня Дом культуры АО «БКО» это одна из главных современных творческих площадок города, материальная база которой позволяет проводить одновременно несколько мероприятий. Высококачественный ремонт, современная отделка и профессиональное оборудование Дома культуры дают возможность организовывать широкомасштабные мероприятия, с комфортом принимать именитых артистов из крупнейших городов, заслуженных мастеров своего дела в разных творческих областях и их многочисленных зрителей.
МАРИЯ ПАВЛОВА