Газета «огнеупорщик.боровичи»

ПРИКОСНУТЬСЯ К ПРОШЛОМУдобавлено: 2020-04-23 в 12:04

Неумолимо мчатся годы. Вот уже 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Всё меньше остаётся с нами очевидцев тех страшных событий, и вместе с тем всё ценнее становятся их воспоминания. Нам, живущим в мирное время, знать о тяготах и лишениях людей старшего поколения необходимо. Сохранить память о них – наш долг. 

Татьяна Фёдоровна ГАЛЫШЕВА – ветеран труда Боровичского комбината огнеупоров. Работала сначала на Центральной электростанции, а затем 23 года – на Центральном складе кладовщиком, откуда в возрасте 60 лет ушла на заслуженный отдых. В преддверии юбилея Великой Победы Татьяна Фёдоровна отметила свой 86-ой День рождения.

Когда началась война, ей было всего 7 лет, и вместо школьной скамьи её ждала страшная участь узника немецких концентрационных лагерей.

– Я родилась на Брянщине, среди дремучих лесов, – рассказывает Татьяна Фёдоровна. – Там прошло моё детство. Осенью 1941 года я должна была пойти в 1 класс, но началась война. Отца почти сразу призвали в армию, и мама осталась одна с пятью детьми. Нашу деревню захватили немцы, расположив свой штаб через дом от нашего. Население подвергалось всяческим издевательствам, а жителей соседней деревни сожгли, заперев всех вместе в сарае. С нами поступили бы так же, но моя тётя – учительница немецкого языка, узнала об этом и сообщила о страшных планах врага партизанам. Они не единожды спасали нас от смерти.

Однажды фашисты, застав деревенских мальчишек за игрой возле леса, обвинили их в сговоре с партизанами, за что приговорили ребят к ужасной казни. Привязали их к лошадям, которые волочили их до тех пор, пока те не скончались. Всех нас заставили смотреть на это. Помощь партизанам деревенские жители, действительно, оказывали, и немцы, понимая это, приняли решение гнать нас в лагеря. Мы пешим ходом добрались до Смоленска. Там нас держали за колючей проволокой в нечеловеческих условиях. Кормили супом из овощных очистков или испорченных продуктов. Подростков забрали работать в Германию, а остальных отправили обозом в Минскую область (г. Борисов). Там нас разместили в бараках с соломой на полу. Из-за голода и антисанитарии начались болезни. Люди были в отчаянии. Плакать было строго запрещено, матери закрывали детям рты руками, чтобы сохранить им жизнь. Это было страшное время. Я хорошо помню момент, когда нам сообщили о победе – в июле 1945 года. Мама и дедушка отправились на родину, чтобы узнать, можно ли туда возвращаться семье. Они приехали за нами, и мы вместе с тётей и её тремя детьми добирались до Брянской области на теплушках. От нашей деревни почти ничего не осталось, первое время мы жили в землянке. Двое детей заболели корью и умерли.

Мой отец выстоял всю войну, дошёл до Берлина и вернулся лишь в 1947 году с инвалидностью от ранения. Жизнь стала постепенно налаживаться. Открыли школу, и, несмотря на то, что не было ни учебников, ни тетрадей, учились мы с огромным удовольствием. С 14 лет я стала работать на торфяниках. Позже познакомилась со своим будущим мужем. Он служил в тех краях, а родом был из Боровичей. Так судьба привела меня в этот город. Мой супруг более 30 лет отработал на Центральной электростанции комбината. К сожалению, он рано ушёл из жизни – в 1988 году. Вместе мы воспитали дочь. Она живёт в Великом Новгороде, куда пришлось два года назад уехать и мне.

Конечно, я скучаю по Боровичам. Пока я жила там, каждый год вместе с другими ветеранами комбината огнеупоров я отдыхала на базе отдыха «Пирос», в санатории-профилактории, посещала мероприятия, которые любезно организует руководство предприятия для нас. Вспоминаю это с большой благодарностью.

 

Мария Фёдоровна ЯКОВЛЕВА – труженица с большой буквы! Когда началась война, она, будучи 11-летней девочкой, уже работала в колхозе наравне со взрослыми. Достигнув совершеннолетия, пришла на комбинат огнеупоров и 32 года непрерывно занималась производством огнеупорных изделий. Не сидит сложа руки Мария Фёдоровна и теперь, когда с лихвой заслужила свой отдых. В свои 90 лет ловко справляется с хозяйством и даже огород на даче возделывает сама, без посторонней помощи. – Такой у меня характер, да и к труду я приучена с детства, – говорит, улыбаясь, наша героиня. – Я родилась в деревне Васильево Мошенского района. Отец рано ушёл из жизни из-за травмы, полученной на стройке деревни Тини, и моя мама осталась одна с пятью детьми. Случилось это в 1937 году. Военные годы в тылу были тяжёлыми. У меня было два брата, и оба погибли на фронте. Одному из них к началу войны было всего 16 лет. В деревнях остались женщины, старики и дети. Землю пахали на быках, разбивая руки до крови. Мать работала телятницей, и мы, конечно, помогали ей во всём. Было голодно, питались отрубями для скота. Помню, как весной искали мороженую прошлогоднюю картошку и какой она казалась вкусной! Нынешнему поколению такого было бы не пережить.

В 16 лет я уехала в Боровичи. Первые полтора года работала на небольшом производстве, а когда исполнилось 18 лет, устроилась на «Красный керамик», где за 32 года освоила практически все профессии. Была и прессовщиком, и бегунщиком, и укладчиком. Было нелегко, но мне было не привыкать. Замуж я вышла в 23 года. Супруг тоже всю жизнь работал на комбинате. Мы вырастили двух дочерей. Сейчас у меня трое внуков, а правнуку уже 17 лет. На пенсии я уже 40 лет, но все эти годы чувствую, что не забыта предприятием. Мы, ветераны комбината, в отличие от многих других, получаем поддержку и от руководства, и от Совета ветеранов АО «БКО», за что хочется, пользуясь случаем, сказать большое спасибо!

Екатерина ИВАНОВА