Газета «огнеупорщик.боровичи»

Театр – это особый вид искусства, который берёт свои корни в глубокой древности. Он прошёл мимо и вместе с историей человека, то вдохновляя его, то просто радуя своей живостью, искромётностью, чувством «на острие ножа», живя тем, чего в реальном мире не существует, либо неизбежно погибает. В год, объявленный президентом России Владимиром Путиным Годом театра, вспомним о том, как связан этот поистине великий вид искусства с нашим городом.
Оглядываясь назад, понимаешь, как много всего было, как много сделано и тем страшнее осознавать, что всё это потеряно, и никак не отпускает ощущение, что потеряно несоизмеримо больше, чем когда-то было создано.
В Боровичах полноценного театра никогда не было. Из немногих источников мы знаем, что на территории «Летнего сада» (на месте мемориала Победы) летом ставили сцены, и там показывали спектакли заезжие гастролеры из числа актёров, снимавших дачи в окрестностях Боровичей. Но это ещё до революции.
Первый театр уже советской истории – это живые газеты, которые получили широкое распространение по всей стране в годы первой пятилетки. Именно они были самыми активными агитаторами за выполнение плана пятилетки в четыре года. Из воспоминаний С.П. Горбачева: «Сейчас уже трудно представить, как умудрялись они сделать до 70 выступлений в месяц на различных местах: в цехах, на шахтах, в клубе, в красных уголках. Я никогда не забуду наш живгазетный поход пешком, когда мы несли на себе весь свой реквизит и месили грязь по деревням района: Сутоки, Покровское, Денесино, Амбросимовка и др.». Затем правление клуба комбината огнеупоров одобрило желание перейти от живой газеты к агитбригаде и заняться более серьезными постановками. Первая из них была посвящена революции 1917 года – «Мы на чеку». В ней были использованы кадры кино, музыкальное сопровождение, театральное оформление, тематические сценки, уделялось внимание хоровому пению, коллективной декламации. Ни одна партийная конференция города не обходилась без выступления агитбригады «Центрошамота». Первый поставленный ею спектакль назывался «Дружная горка».
Тогда на репетиции театра приходили садчики, обжигальщики, прессовщики. Вслед за агитбригадами пришло время ТРАМов – Театров рабочей молодежи. Первый из них был организован при клубе заводов «Красный керамик» в середине 1933 года по инициативе городского комитета комсомола и по ходатайству Центрального комитета профсоюза рабочих цементно-керамической промышленности. 1 октября того же года прошло первое собрание, на котором был учреждён состав труппы театра.
Режиссером стал Б.Н. Критницкий, он же преподавал технику речи новоиспечённым актерам, которыми стали не имевшие актерского образования вчерашние садчики, обжигальщики и прессовщики. Е.В. Гренфельдт стала ассистентом режиссера, она преподавала грим и историю театра. Директором был назначен Н. Бухарин, заведующим музыкальной частью – Н. Фадеев, инспектором сцены – С.П. Горбачев. Общий состав коллектива был 72 человека, из них оркестр – 12 человек, а актерский состав – 46. Последний в свою очередь был разбит на цеха: бутафорский, костюмерный, рабочих сцены. Трудовой день театра начинался в 9 часов утра с зарядки, а заканчивался в 22.00. Днём – двухчасовой обед.
За период своего существования коллектив ТРАМа поставил четыре пьесы и сделал две концертные программы. Но, спустя три года, он показал свою несостоятельность и был закрыт. Ему на смену пришёл драматический театр под руководством Евгении Владимировны Горбачевой, параллельно которому стал складываться ТЮЗ – для детей.
В марте 1934 года в Доме культуры комбината «Красный керамик» Иванова Надежда Ивановна создала пионерский театр из девчонок и мальчишек второй средней школы. Вместе с руководством им она училась на режиссерских курсах в Ленинграде. Со временем дети выросли и перешли на более серьезный репертуар. Театр перестал называться пионерским и стал драмкружком, каждый новый спектакль которого принимали ленинградские артисты. Один из них – советский актёр и режиссёр театра и кино, народный артист СССР Борис Бабочкин.
Когда в 1939 году в Дом культуры приехал работать балетмейстер, постановщик танцев Галины Улановой В.А. Фремон, силами театра, балетной студии и хора, которым руководил В.Н. Кабанов, была поставлена опера М.П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
В первую военную зиму участники театра в составе концертной бригады выступали перед бойцами в прифронтовой полосе. Очевидцы воспоминали: «Мороз под тридцать градусов, а девчонки в одних платьицах дают представление с импровизированной сцены в кузове грузовика…».
После войны драмкружком руководил Борис Алексеевич Гусев, который вскоре был приглашён в Новгородский театр драмы. ТЮЗ пришлось создавать практически заново. Его руководителем стал Василий Иванович Жданов. 15 мая 1961 года театру было присвоено высокое звание Народного. Прежде всего, это была заслуга режиссера театра Евгении Владимировны Горбачевой и заведующей постановочной частью Елены Владимировны Гренфельдт.
В последующем лучшие традиции, заложенные в 20-60 годы, продолжала руководитель театра, заслуженный работник культуры Нина Григорьевна Галлактионова. Она же руководила ТЮЗом, который за 70 лет своего существования сыграл 175 премьер, 2800 спектаклей для более миллиона юных зрителей.


Заведующая Музеем истории
Боровичского комбината огнеупоров Е. Дронникова