Газета «огнеупорщик.боровичи»

В заголовок статьи вынесены образные термины, принятые в западной экономической теории для обозначения товара, дающего наибольшую прибыль при стабильных условиях его производства и продвижения, а также товара, который производить и продавать с прибылью не получается, хотя усилий на него затрачивается много. В ассортименте комбината можно найти достаточно примеров и той, и другой продукции.

Характерный пример первой группы – пропанты. Вовремя реализованная идея помогла сбалансировать работу комбината – в настоящее время объёмы производства и в тоннах, и в денежном выражении поделены примерно пополам между пропантами и огнеупорами. Другой пример – ПОЖА и ГОЖА, выпуск которых начинали совместными усилиями двух цехов, в итоге локализовали на производственном участке ЦЗЛ замкнутым циклом, т.к. данный товар удачно соответствует специфике участка (небольшая печь, возможность выпускать один продукт во избежание засорения сопутствующих технологий).
Но, чтобы войти в категорию «дойных коров», продукт должен (согласно все той же матрице Бостонской консалтинговой группы) пройти стадию или «звёзд», или «трудных детей», с разным объёмом усилий движущихся к достижению прибыльной работы. Над тем, чтобы ассортимент обновлялся и пополнялся новыми позициями, работает наша наука: ЦСТиП и ЦЗЛ.

К сожалению, не все интересные и удачные с точки зрения служебных характеристик технологии находят своё применение в серийном производстве, иногда себестоимость их выпуска может превышать ту цену, которую потребитель готов заплатить за решение своих производственных задач. Типичный случай – линейка легковеса ШТУ, востребованного в наиболее ответственных агрегатах, но в целом рынку нужен более дешёвый легковес. Сделать ШТУ значительно дешевле мы не можем из-за непрерывно дорожающей микросферы. Другая причина нерентабельности продукта может заключаться в чрезвычайно высоком браке –  корундовый легковес ЦМПОИ, HRK из «Калугинского» заказа, ШПД. На стыке этих двух причин находится продукция участка гидростат.

Давно уже прошли те времена, когда было важно производство ради выпуска тонн как таковых, сейчас для предприятия важно оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции. В одних случаях через приложение дополнительных усилий марку или ассортиментную группу можно сделать прибыльной (надеемся, что после ремонта печи № 2 ЦСП мы всё же стабилизируем выпуск доменных), в других случаях выбор может быть в пользу приобретения продукции для полноты ассортимента у других производителей.

Практика показывает, что хуже всего поддаётся «воспитанию» ассортимент, выпускаемый на привозном сырье, подчас весьма дефицитном. В своё время рост цен на китайский магнезит среди прочего помешал сохранению выпуска периклазоуглеродистых огнеупоров в цехе № 2, сейчас на глазах растёт себестоимость выпуска легковеса из-за уже упомянутой микросферы, на 16-68% в прошлом году подорожали некоторые импортируемые сырьевые позиции для участка гидростат. Хуже всего, если выпуск при этом сопровождается высоким уровнем брака.

Если при исключении убыточной продукции высвобождаются люди, оборудование и т.д. для выпуска продукции, как минимум безубыточной, выбор очевиден. Сложнее, если отказаться надо от выпуска дорогостоящего ассортимента, а соразмерного в денежном выражении прироста выпуска иной продукции не происходит. Притом, что некоторые издержки в себестоимости продукции прямые, а другие косвенные, при прекращении выпуска убыточного ассортимента часть издержек может остаться и перераспределиться на другую продукцию. Это такие издержки,  как общецеховые (амортизация, содержание АБК и т.д.), общехозяйственные (управление, ЦСТиП, ЦЗЛ, СБ), коммерческие (складское хозяйство, реклама и продвижение товара).
Отсюда вывод – если все меры повышения эффективности позиции ассортимента испробованы, неизбежно принятие решения о корректировке ассортимента, но приоритетной остаётся задача для всех служб комбината по контролю издержек и повышения цен продаж, поиск новых «звезд» для расширения линейки товарной продукции комбината.
Д. МИХАЙЛОВ,
начальник ПЭО.